Оригинал взят у
oper_1974 в
Слухи о войне и кулачество. 1927 г.Из информационной сводки ОГПУ № 23 с 3 по 16 августа 1927 г. 16 августа 1927 г.
Панические настроения в связи со слухами о войне.
Ленинградская губ. Секретарь Овсищенского сельсовета Ложголевской вол. Кингисеппского у. (середняк) отказался от работы в совете, заявив: "Скоро будет война, придут белые и начнут вешать советских работников".
Уманский округ. 1 августа. В с. Роговая Подвысокского района секретарь сельсовета, прослуживший на своей должности 6 лет, в связи со слухами о войне отказался от службы.
Каменецкий округ. 1 августа. В с. Новая Ушица того же района отдельные крестьяне в связи со слухами о войне отказываются принимать советские бумажные деньги.
Саратовская губ. 16 июля. Кузнецкий у. Под влиянием слухов о войне крестьяне ряда сел (Неверкино, Б.Карай и других), не имея в наличности свободных денег, распродают скот и на приобретенные деньги закупают промтовары, заявляя: "Скоро будет война, а во время войны скот будут отбирать за бесценок, так лучше его продать сейчас и по дорогой цене".
В с. Яша Сердобского у. население, опасаясь, что в случае войны хорошие лошади будут взяты в армию, стараются их продать и купить похуже.
Антисоветская активность кулачества и антисоветских элементов.
Брянская губ. 1 августа. В с. Милега Плюсковской вол. Почепского у. зажиточный крестьянин агитирует: "Мы все должны сговориться и не платить с/х налоги, тогда власть всем нам, крестьянам, ничего не сделает.
Первомайский округ. 1 августа. В с. Ольшенко Совронского района кулаками и зажиточными разгромлено помещение сельсовета, порваны знамена и портреты вождей. Там же была оставлена анонимная записка следующего содержания:
"Обращаем ваше внимание, как лиц, выполняющих директивы соввласти и компартии, немного приостановить работу. В случае неисполнения этого вам будет то, что было всем портретам, которые были в сельсовете".
Томский округ. 25 июля. Юргинский район. В дер. Орловке зажиточные стараются настраивать население против партячейки и партийцев. С этой целью ими используется заявление бедняка о том, что он "первый набьет всех кулаков а потом пойдет на войну".
В связи с этим зажиточные распространяют слухи о том, что коммунисты наметили в случае войны убить всех зажиточных и трех бедняков, агитируют среди крестьян: "Нам не надо дожидаться пока нас убьют, а нам нужно раньше побить всех коммунистов, которые у нас имеются в деревне".
Сословная рознь между казаками и иногородними.
Кубанский округ. 20 июля. В ст. Ольгинской зажиточный казак, быв. активный белогвардеец, встретив на улице иногороднего и, с криком: "Знай, как получать казачью землю", избил последнего.
В ст. Крючевой трое зажиточных казаков с криками "скоро будет наша власть - дадим мы вам землю", набросились на жену иногороднего и избили ее.
В ст. Медведовской двумя казаками (зажиточный и середняк) ведется работа по организации казачьей группировки для противодействия наделению землей иногородних. Со стороны казаков отмечаются угрозы расправиться с иногородними за землю при приходе "своих".
Кулацкие и антисоветские группировки.
Рязанская губ. 6 августа. В с. Архангельском Милославской вол. Скопинского у. организовалась террористическая группировка в составе приехавшего из Ленинграда рабочего Колпинского завода, лесника, лесного сторожа, быв. стражника, церковного сторожа и др.
Группировка устраивала свои собрания, на которых намечался план проведения террористических актов против местных советских работников. В первую очередь участники группировки намечали убить начальника волмилиции.
Ленинградская губ. 31 июля. В дер. Яновы Заходы
Ремецкой вол. Гдовского у. выявлена кулацкая группировка эстонцев. Участники группировки собираются каждую неделю в доме одного из кулаков и обсуждают вопрос о выступлении против соввласти и компартии.
На одном из собраний, обсуждая последние события, участники группировки заявили: "Мы не должны спать, нужно действовать своим путем и помогать своим. В случае мобилизации нужно идти в Красную Армию и, получив оружие, скрыться с оружием домой и начать убивать коммунистов. Сейчас же необходимо завязать связь с красноармейцами погранотряда и повернуть их на нашу сторону".
Белоруссия. В Слуцком округе на хут. Андросовшино зажиточные близлежащих хуторов устраивают свои собрания, на которых обсуждается вопрос, как поступить в случае прихода поляков с "поселковцами", к которым отошли их обрезанные земли.
Участники собрания заявляют: "Необходимо достать оружие, организовать дружину, и мы тогда не только прогоним поселковцев с нашей земли, но сорганизуемся и будем задерживать красных при их отступлении".
Кулацкий террор и угрозы.
Белоцерковский округ. 1 августа. В с. Березное Володарского района секретарь сельсовета (селькор) вторично получает анонимку следующего содержания: "Селькоре, не каешься, покайся, що рань тоби писали, даемо тоби тиждень подумати. У нас патронив для таких сволочей хватит. Скоро наш верх визьме, але не ваш".
В Володарском сельбуде найдена анонимная записка на имя секретаря ячейки ВЛКСМ следующего содержания: "Соловей и Томченко (комсомольские работники) ожидайте смерти, мы вас днями казним".
Купянский округ. 1 августа. В сл. Буденовке Ольшанского округа двое кулаков избили уполномоченного по землеустройству. При избиении кулаки кричали: "Скоро в Китае разгонят пролетариев, тогда уже возьмутся за соввласть и мы всех передовиков перевешаем".
Бердичевский округ. 15 июля. В с. Городище Чудновского района кулак, учинив дебош на собрании по вопросу о ЕСХН, пытался избить представителя по с/х налогу. Собрание было сорвано.
Томский округ. 25 июля. Мариинский район. В с. Раевка злостные укрыватели посевов (преимущественно зажиточные) угрожали членам учетной комиссии: "Если найдешь у меня скрытый посев, тебе отрублю голову".
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 5. Д. 394. Л. 91 об. - 93.
Выписка информотдела ОГПУ из доклада Адыгее-Черкесского отдела ОГПУ от 10 июля 1927 г.
Разослано тов. Ягода, Москвину, Рошаль, Дименштейн.
В ауле Тахтомукай под влиянием агитации антисоветских элементов, распространяющих слухи о предстоящей войне и отправке на фронт в первую очередь коммунистов и комсомольцев, 8 кандидатов партии перестали посещать партсобрания. Кроме того, к секретарю местной ячейки комсомола обратились несколько комсомольцев с просьбой взять у них членские билеты, мотивируя свой уход из рядов КСМ нежеланием идти на войну.
В с. Натирбово по тем же причинам из рядов КСМ вышли два комсомольца. В ауле Понежукай комсомолка-горянка сдала свой билет в ячейку, мотивируя это советами своего отца, указавшего ей, что в случае войны "комсомольцев в первую очередь взорвут бомбами".
В ауле Кончукохабль комсомолец под влиянием агитации своего отца-кулака вышел из рядов КСМ. Одновременно означенный комсомолец распространяет слухи о массовых расстрелах, якобы производимых ежедневно ГПУ в Краснодаре, и предстоящем избиении коммунистов.
В ауле Джиджихабль два комсомольца сдали свои членские билеты, объяснив свое решение нежеланием идти на фронт в первую очередь. Этому способствовал местный эфенди, быв. офицер у белых, который антисоветской агитацией вербует на свою сторону комсомольцев.
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 5. Д. 388. Л. 262.