Лучше гор могут быть только горы. Норвегия, Часть I

Jun 27, 2014 21:11

На рубеже весны и лета нам посчастливилось побывать в двух странах Скандинавии - в Норвегии и Швеции, ну и заодно по Балтии проехались. Впечатлений и фотографий - настолько много, что посты буду кропать до Нового года, наверное.

Сегодня начнем с основного пункта программы - Норвегии.

Скажу честно, в страну, имеющую репутацию самой дорогой в Европе (а то и в мире), мы ехали с некоторой опаской, и по ценам она в принципе оправдала наши ожидания )))
Но мы даже не думали, что она произведет на нас такое неизгладимое впечатление, подарит столь сильные переживания. Подозреваю, что мы, как и многие другие "заболевшие" будем возвращаться сюда снова.

В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.
(с) В.Высоцкий





Организационную подготовку и финансовые аспекты я описала в отдельном посте Как съездить в Норвегию и не остаться без штанов. Личный опыт. В целом же, несмотря на общую дороговизну, вся поездка обошлась нам в среднеевропейскую стоимость. Есть один нюанс - чем больше народа едет, тем лучше - меньше получается платить за жилье, машину в расчете на 1 единицу путешественника. В этот раз мы ездили втроем.

Что нас чрезвычайно удивило по возвращении: мы оказались далеко не единственными смельчаками-беларусами, поехавшими покорять Норвегию в этом сезоне. Сразу несколько наших знакомых, оказывается, тоже только что вернулись из этих краев. Норвегия, можно сказать, - в трендах у беларусов ))) Вот так вот. А говорят, крызис, девальвация....

Вообще, эта страна настолько отличается от всего нами до этого виденного, что мы ходили, буквально не закрывая рот. Каждый день Норвегия дарила нам что-то совершенно новое и неизведанное. Мы все трое, а особенно Миша, были поражены, что может быть ТАК интересно покорять дикие природные красоты, ведь до этого мы в основном предпочитали путешествия по городам.

Три природных кита Норвегии - всем известные фьорды, водопады и ледники. До края ледников мы в этот раз не доехали, только зацепили слегка Буэрбрин, зато фьорды и водопады изучили основательно, насколько это возможно за 3 дня.

Сразу скажу, в Норвегии сложно планировать длительные автомобильные переезды - даже 300-500 км могут занять весь день, поскольку в этой горной стране очень стремные дороги-серпантины с крутыми поворотами, частенько с одной полосой движения в обе стороны, и ограничение скорости 80 км на трассе и 50 км в городах (фактическая скорость в таких условиях часто еще меньше). Ну а если на этих узких дорогах в скалах еще и ремонт (тоже частое дело), то может быть и 30 км/ч на достаточно длинных участках. Да и посмотреть то, что попадается по дороге, хочется. Мы проезжали каждый день 150-200 км с перерывами на осмотр достопримечательностей по пути.

Наш чрезвычайно положительный опыт во втором по величине городе Норвегии Бергене - подробно описан отдельно Ганзейский город Берген , в сегодняшнем посте - только природа.

Норвегия - страна в прямом смысле слова "дикой" природы. Жители бережно сохраняют свое наследие, и хотя туристическая индустрия развита прекрасно, но маршруты там - для более менее физически подготовленных туристов. То, что на фотографиях кажется уютно милым и живописным, при ближайшем рассмотрении оказывается крутыми скалистыми тропами, заваленными каменными глыбами.
Поэтому практически все время нашего горного путешествия у нас стучали в голове всевозможные песни Владимира Семеновича Высоцкого о горах. Вот уж где они наполнились настоящим смыслом...
Далее все цитаты именно оттуда.




Берген называют "ворота во фьорды" - оттуда удобно начинать маршруты к наиболее известным фьордам, что мы и сделали.
В Бергене мы взяли напрокат машину и поехали классическим путем по трассе Е16 через Восс и Сталхейм к Нэрёй-фьорду, примерно 150 км.
Поскольку такие виды были нам очень в новинку, то поначалу я фотографировала прямо из окна машины.




Прямо на трассе Е16 за Воссом мы ознакомились с огромным водопадом Tvindefossen. До этого я водопадов такого масштаба не лицезрела...




Издалека он поражает воображение, но вблизи - еще масштабнее. Он обдает тебя мощным потоком брызг и неимоверным шумом. Непередаваемые ощущения, дух захватывает.













Рядом разместились палатки с сувенирами (но нам больше понравились они в Бергене, по цене разница незначительная) и довольно большой кемпинг. Наверное, очень романтично засыпать под шум такого водопадного монстра...




Затем мы ехали через знаменитый отель Сталхейм с его обзорной площадкой. Куда идти, мы так и не поняли - пустырь на обрыве возле отеля был огорожен как частная территория. Но ради вида на долину я пробралась вдоль ограды на самый край обрыва (это было, как мне тогда показалось, нелегко - болотце, трава по пояс, но в следующие дни я поняла, что это были детские приключения). В начале поста 2-я фотография тоже из этих мест.
И долина таки мне открылась во всей красе




Жаль, с этого ракурса не видно дороги Сталхеймсклейва, по которой мы в дальнейшем спускались в долину. Вот это был серпантин! Это всего лишь 1,5 - километровый участок дороги с вершины Сталхейма в долину Нэрёйдален, но образует он 13 крутейших поворотов. Тогда мы впервые увидели норвежскую фишку -  узкую однополосную дорогу, где при появлении встречного автомобиля, кому-то нужно сдать назад и заехать в специальный карман.
Не знаю, как по этой дороге можно ездить в туман... А уж зимой ее наверное и вовсе закрывают.

Сам же Сталхейм называют Долиной гномов - это набор пешеходных маршрутов, но у нас не было времени их осваивать.

Пунктом ночевки выбран был Гудванген (я думала, что это городок, а оказалось - пара кемпингов на берегу фьорда да пристань, откуда отчаливают паромы, курсирующие по фьорду). В самом же Гудвангене смотреть не на что, разве что на множество водопадиков, спускающихся с гор. Еще есть пешеходная тропа, по которой можно подняться и увидеть фьорд с некоторого возвышения, но мы решили отложить этот маршрут до утра, так как солнце уже спряталось за горы, и вода во фьорде имела унылый вид.

Мы разместились в кемпинге (подробнее наши места ночлега я буду освещать в следующем посте) и поехали осмотреть городок Флом, также очень известный среди туристов, прежде всего тем, что там проходит Фломская железная дорога (Фломсбана), уникальный участок Бергенской железной дороги от  долины Флома до ст. Мюрдал  (865 метров над уровнем моря), проложенный в крутых скалах.  Это одна из самых крутых железных дорог в мире. Почти 80% всей трассы имеет уклон в 55 тысячных долей, что соответствует подъему в 1 метр на каждые 18 м пути. В общем, виды там захватывающие, но в наши планы поездка не входила по причине зашкаливающей цены, как и поездка на пароме вдоль фьорда.
Мы просто осмотрели живописный Флом, повздыхали возле знаменитой пивоварни <Ægir. Музей железной дороги (бесплатный!) уже  не работал.  Пофоткались на берегу фьорда и решили ехать дальше.




Изначально мы планировали проехать до Лаэрдальского туннеля (самый длинный туннель в мире, 24,5 км), а затем до Боргун Ставкирке (старинная церковь в стиле "викингов", а не те лаконичные варианты, которые сейчас преобладают в Норвегии), но туда-обратно получалось 70 км, мы подустали, опять же, дороги в Норвегии нелегкие.
Вот как выглядит Боргун Ставкирке (фото из интернета). В общем, она столь аутентична, что я не распрощалась с мечтой ее увидеть в будущем.




В тот же вечер мы решили поехать в Ундредал, там тоже должна была быть Ставкирке.На поверку она оказалась крайне лаконичным неинтересным домиком, я даже не фотографировала. Сам же Ундредал - этакая фермерская деревня.




Там мы поймали удивительный вид закатного фьорда. Темнеет в Норвегии в конце мая - июне очень поздно, практически белые ночи




Довольно уютное место, очень провинциальное




Возле Ундрелада протекает мощная горная речка, от нее постоянный шум. Наверное, когда жители уезжают куда-то и ночуют вне своей деревни, им очень непривычно засыпать.




Вот такой вид нам открылся в Гудвангене на следующее утро




Позавтракав и выселившись из кемпинга, мы пошли на тропу Rimstigen - запечатлеть виды Нэрёй-фьорда. Название его происходит от имени норвежского бога мореплавателей и моря Ньорда. Это ответвление Согне-фьорда. В самом узком месте ширина Нэрёй-фьорда составляет всего 250 метров, а в самом широком - более километра.
По дороге встретили тролля - по норвежской традиции их складывают туристы (вместо того чтобы бросать монетки  в фонтаны, за неимением оных в горах )))




А вот и туристы отчаливают на паромчике во Флом




На здешней тропе было много камнепадов, местами она была основательно завалена. Поднимались мы часто вдоль отвесной скалы. Там и начали активно вспоминать Высоцкого. Представляли, каково было бы находиться на этой тропинке во время схода всех этих камней. Но сам подъем был совсем несложный. Сложности предстояли нам на берегах Хардангер-фьорда.

Здесь вам не равнина,
здесь климат иной,
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревёт камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.




По дороге встретилась нерастаявшая глыба снега, слегка прожженная солнцем и стекающей водой. Миша даже забрался туда набрать снежков.




И конечно, мы были вознаграждены открывающимися видами




Вода во фьордах настолько чистая и прозрачная, что ее цвет определяется тем, что она отражает: если горы - вода зеленая, если небо - голубая.







Удивительные эффекты возникают, когда лучу солнца удается пробиться из-за гор в самые затаенные участки




Всегда мечтала сделать подобную фотографию:

Кто здесь не бывал,кто не рисковал,
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес.
Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.




Ну и себя грех не запечатлеть на фоне воды такого цвета







Наша тропа неожиданно прервалась забором, т.к. выходила прямо к выезду из автомобильного туннеля. Но нам так хотелось посмотреть, что же там дальше, что мы вернулись, сели в машину и поехали в этот туннель. Там продолжалась дорога вдоль фьорда, однако она была очень узкой, и несколько раз  мы откладывали порядком кирпичей из-за внезапно выныривающей откуда-то встречной машины прямо нам в лоб. Благо, обошлось без эксцессов.
Виды там тоже потрясающие




Но вскоре дорога тоже уперлась в забор: дальше шла частная территория, пришлось разворачиваться и ехать обратно.
Далее наш путь лежал к Хардангер-фьорду (около 110 км)

Продолжение здесь

Третья часть Ганзейский город Берген

Финансовая сторона вопроса Как съездить в Норвегию и не остаться без штанов. Личный опыт

photo, travelling, nature, norway, people

Previous post Next post
Up