Не вполне понимаю, почему возникла такая истерия…
У нас в регионе школы еще с 2001 года самостоятельные юрлица и финансируются не по смете, а по нормативу на каждого ученика. Потеряли от этого в основном городские власти. Ибо ранее финансирование по смете шло в виде субвенций на муниципалитеты и у них были свободные деньги на всякий случай. Теперь деньги идут напрямую в школы и садики. Мало того, по соглашению о разделении полномочий между минобром и земством, последнее обязывается содержать свое имущество, т.е. здания школ. А вот на это средств в большинстве дотационных городов нету. (У нас так в Октябрьске половину садов закрывали пожарные на месяц). И не будет! Здания же все старые. Если на это не обратить внимание, то будет катастрофа! Так что если по кому и бьет новый закон, то по мэрским мэрам.
По нормативу финансируется именно образовательный процесс: пособия, методики, повышение квалификации, зарплаты и др. Мало - текущий ремонт и «прочее» (бумага, мел, сода в столовую, например).
Зарплата выросла. Немного у всех (раза в два), сильно у 10-15% (действительно сильно). Но даже минимум в школе выше средней по городу, потому вакансий давно нет. Садики так и вовсе вдохнули воздуха совсем недавно. Еще 3 года назад воспитатели получали 3 тысячи за 11 часов пять дней в неделю. Сейчас в три раза больше. Это тоже крайне мало для жизни, но на заводе в Сызрани, к примеру, в кризис платят те же три. Устроится работать в школу или садик невозможно.
Поборов в школах нет, за образование мы не платим. Есть две «понтовые» школы, предлагающие дополнительные услуги (еще 2 два часа в неделю сверх расписания английского в гимназии, или алгебры в лицее). Стоит это 25 рублей урок, 50 неделя, 1850 учебный год. Но можно и отказаться, что многие делают. Родители платят за питание детей. Это да, но так было и при советской власти. Я кушала в школе за 25 копеек завтрак и за 35 - обед.
По крайней мере, школы, сады, центры внешкольной работы не будут зависеть от симпатий глав городов. И не будут возвращать государству заработанные или сэкономленные деньги (такие есть).
Минусы тоже есть. Это закрытие некоторых школ. Но, решение о закрытии по закону принимает только население. Так, в одном из наших сел 2 года работала школа без учеников совсем, пока жители не решились. И опять же, не от наличия школы зависит наличие детей, а наоборот, как меня не убеждайте.
У меня складывается мнение, что уводят общественность возмущаться не туда. Сейчас надо обращать внимание именно на формирование госзадания. При нормальном базисном учебном плане образование не может ухудшиться. Принятый новый Госстандарт по начальной школе не был урезан. Наоборот, были добавлены 10 часов на внеурочную деятельность (индивидуальные занятия). И сейчас самое время общественности высказать свой заказ при формировании Госстандарта по среднему образованию. Потребовать увеличения нагрузки по русскому, например, и исключить вредоносный «Гражданин», бишь, обществознание.
Пока мы митингуем по форме, можем пролюбить суть.