Недавно я пережила нечто невероятное, потрясающее и пронзительное. Я прослушала одну запись. Это моноспектакль Олега Даля по стихам Лермонтова, причём авторский: Даль сам его записал для себя дома на магнитофон. Это даже не назвать аудиоспектаклем, это именно спектакль, потому что он его придумал для сцены, как всё должно выглядеть, до мелочей, и постоянно проговаривает: что происходит, что делает исполнитель, какой свет его освещает, и всё это видишь, пока слушаешь. И музыку он сам подобрал, прекрасную.
Уже после смерти Даля его жена нашла эту кассету, и первый раз она прозвучала на его поминках. А потом по ней сделали пластинку, очистив от шумов и перезаписав заново музыку (музыка та же, просто улучшили качество). Я потом читала о трансляции этого спектакля по радио, как люди (сотни людей со всей страны) после этой передачи писали в редакцию, что заново открыли для себя Лермонтова, и просили сделать повтор, чтобы записать на магнитофоны. И когда повтор утвердили, ведущая этой программы села и под копирку написала всем этим сотням людей письма с датой повтора, чтобы они не пропустили. Потом и пластинка вышла. А я вот только сейчас её услышала.
Мне всегда казалось, что Даль во многом похож на Лермонтова этим сочетанием таланта, оголённых нервов и огромной внутренней силы при внешней хрупкости, да и сложным характером тоже, а теперь это чувство ещё сильнее. В этом даже есть что-то мистическое.
Эти сорок минут я прожила на одном дыхании, особенно вторую половину записи. И до сих пор остаюсь под сильнейшим впечатлением.
Вот этот спектакль:
"Наедине с тобою, брат..."