Сразу предупреждаю: Фотографий не будет! Ну почти) Фотосъемка на территории завода строго запрещена! С каждой группой, помимо экскурсовода, ходит представитель службы безопасности. И если вас заметят, то экскурсия для вас будет окончена! Поэтому в посту будет много букв о впечатлениях и мало ужасных фотографий снятых дрожащей рукой на телефон из подполы.
В рамках своего евротрипа в сентябре этого года, посетил своих родственников в Гамбурге (Германия). А ведь именно в этом городе находится один из основных заводов Airbus!
Давно мечтал посмотреть как же создают самолеты, и недолго погуглив, наткнулся на сайт туристического агентства
http://www.globe-tours.de/ , которое устраивает экскурсии на заводы Airbus в Германии. Стоимость экскурсии 14 евро. Туры проводят как на немецком так и на английском языках. Заявку на участие надо подавать заранее. Служба безопасности завода рассматривает заявки, и только за 14 дней до экскурсии, дает одобрение или отказ . Мне повезло и, уже будучи в поездке, я получил подтверждение!
Airbus - мультинациональная компания (Франция, Германия, Англия, Испания), и разные части самолетов производят на разных заводах в разных странах. Основные предприятия финальной сборки расположены в Тулузе(Франция) и Гамбург(Германия).
- В Тулузе собирают A330, A340, A380 и будут собирать A350.
- В Гамбурге собирают всю линейку семейства A320 и выполняют финальные работы на А380. Кроме того приемка и передача А380 клиентам тоже происходит в Гамбурге. Так же тут собирают секции фюзеляжа для A330 и новенького A350XWB .
Но надо отметить что всего Эйрбас производит в среднем 60 самолетов в месяц, и не менее 40 из них - это семейство А320! И только 2 - А380.
1. Завод Airbus Гамбург, Германия
Скажу что добраться до завода достаточно проблематично. Я ехал на двух автобусах, каждый из которых ходит раз в 1 час! И если вы опоздали, то считай экскурсию просрали пропустили. Общее время в пути около 1,5 часов. Если вы вдруг решите посетить завод в Гамбурге, уточняйте как добраться и расписание на сайте
http://www.hvv.de/. Добавлю только что весь городской транспорт в Германии ходит точно по расписанию. И уже позже я узнал что проще всего и быстрее из центра добраться на «речном автобусе» - корабль который работает как общественный транспорт.
Прибыв за 30 мин до назначенного времени находим филиал турагентства Globe-tours в соседнем здании. Наша группа набралась полностью интернациональная: 5 человек из Венесуэлы, 4 из Италии, 2 из Чили, 1 немец (непонятно почему он пошел на экскурсию на английском языке), ну и я с женой из России =)
Территория завода огромная, и первое что я вижу после проходной это автобусная остановка. На заводе 3 автобусных маршрута и около 30 автобусных остановок (не точно, но их там очень много)!
2. Пока ждали автобус, на полосе тестировал двигатели новенький A320NEO неизвестной мне авиакомпании.
Автобус везет нас по тоннелю под ВПП, и на 5 остановке мы в самом центре города Эйрбас! Первое что поражает на улицах «города» это и вправду город! Дороги, тротуары, газоны, деревья, набережная. На парковках возле разных зданий стоят личные автомобили сотрудников. Да тут даже есть продуктовые магазины и кафе! Сотрудники спокойно ходят по улицам, стоят, общаются и ни куда не торопятся. Не ожидал я такого увидеть на территории завода. Уверен что у нас ни чего подобного нет.
Далее нас ведут в цеха. Расскажу кратко, ибо с фотографиями туго, в терминах не силен, да и мое знание английского не идеально, хотя все было понятно!
1) Сначала попадаем в цех сборки фюзеляжа. Здесь собирают центральную секцию фюзеляжа. Собирают несущий каркас и обшивают наружными панелями. Что примечательно, толщина обшивки аэробуса всего 1,5мм! На выходе гид засунул руку в ящик, вытащил горсть заклепок и подарил каждому аж по одной штуке! В конце отпустил шутку: «Будете лететь в самолете, не говорите стюардессам что это откуда-то выпало» )))
2) Следующий цех «наполнения фюзеляжа». Здесь фюзеляж шпигуют разными трубками шлангами и другими коммуникациями. Фюзеляжи не стоят на месте, тут конвейер! Через определенное время цех оживает, и фюзеляжи перемещаются от поста к посту. На каждом посту производят только определенный вид работ. Очень порадовал один рабочий, у него на пол цеха рубила музыка с айпода, и, в такт качая головой, он весело делал свою работу.
ПС: Кстати! На заводе нет ни одного робота, вся сборка полностью в ручную.
3.
3) Затем перемещаемся в цех «женитьбы». Тут соединяют фюзеляж с кабиной, крыльями, вертикальным стабилизатором, шасси. Все эти элементы, кроме фюзеляжа, привозят с разных заводов.
4.
Напомню что все основные части А320 собираются в разных странах:
- Фюзеляж (тут же в Гамбурге)
- Кабина (Франция)
- Крылья (Англия)
- Двигатели (Англия/Америка)
- Хвостовое оперение (Испания)
На самом же деле поставщики деталей находятся в множестве стран мира, в том числе Китай и Россия. Вот что удалось найти в сети:
"Корпорация Иркут производит ниши переднего шасси, килевые балки и детали закрылков (flap track) для самого массового самолета Эйрбас - семейства А-320.
Воронежское ВАСО производит компоненты пилонов двигателей для того же семейства.
ВСМПО-Ависма производит стойки основных шасси самых современных аэробусов - семейств А-350 и 380 (который двухэтажный, самый большой пассажирский самолет в мире). Эта же компания производит 60% (!!!) титановых деталей для всех аэробусов.
Нижегородский Гидромаш - блоки системы управления полетом, гидравлику и пневмоагрегаты. Гидромаш поставляет Эйрбасу, Либхерру, Мессье и Умбра Кусчинетти комплектующие для аэробусов А-320, А-340, А-380, эмбраеров Emb-135/145, Emb-170/175, Emb-190, Глобал Экспресс и вертолета Агуста АВ-139.
Завод Хэмилтона-Науки в Кимрах, Тверская область - делает для аэробусов теплообменнники, системы кондиционирования.
Вот это вот - вообще сложно переоценить. Хэмилтон всегда делал эти система для аэробусов, но делал их в Штатах. Вместо продолжать в Штатах, производство этих систем перенесено в Россию, да еще и на условиях СП с российской компанией.
Не забываем и о том, что Россия производит и комплектующие для двигателей Роллс-Ройса, которые потом опять-таки ставятся на аэробусы.
Это - то, что делается сейчас, и уже давно. А подписанных контрактов - еще больше. В частности, Россия будет выпускать огромный спектр композитных деталей для аэробусов."
В этом же здании располагаются офисы крупных авиакомпаний - ключевых заказчиков (российских среди них нет). Удобно! Чтобы сотрудничать с производителем, даже ездить ни куда не надо. Сидишь прямо на их заводе.
4) Цех финальной сборки. Самый большой цех завода! Здесь самолет начиняют электропроводкой, устанавливают различные приборы и датчики. Ставят движки. Из этого цеха выходят готовенькие аэробусы. Остается только покрасить.
Кстати в Гамбурге красят абсолютно все модели Airbus, так что тут можно встретить не только A320, но и великана A380 и все остальные аэробусы.
5. Почти готовый A321 не влез в кадр.
6. Новенький самолет в новой ливрее American Airlines.
После окраски готовым самолетам предстоит пройти наземные испытания и испытания в воздухе. И уже потом его передают авиакомпании.
В окончании экскурсии нам должны были показать демонстрационный фильм, но гид не смог справится с DVD-плеером, поэтому наша экскурсия закончилось на 20мин раньше. Но не беда. Главное это возможность воочию увидеть как же собирают один из самых популярных самолетов в мире. И это действительно потрясающе! Чистота, порядок, организация рабочего процесса просто на высоте!
Будете в тех краях, обязательно посетите завод! Это очень увлекательно. Даже моя, скептически настроенная жена, осталась довольна!)
До новых встреч. Следите за обновлениями.