В дополнение к
предыдущему посту о важности понимания традиции, размышление о сущности времени. На основе пролога к роману Томаса Манна,
«Иосиф и его братья». Томас Манн вообще много рассуждает о сущности времени, тут же он рассуждает о прошлом:
«Прошлое - это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным?
Так будет вернее даже в том случае и, может быть, как раз в том случае, если речь идет о прошлом всего только человека, о том загадочном бытии, в которое входит и наша собственная, полная естественных радостей и сверхъестественных горестей жизнь, о бытии, тайна которого, являясь, что вполне понятно, альфой и омегой всех наших речей и вопросов, делает нашу речь такой пылкой и сбивчивой, а наши вопросы такими настойчивыми. Ведь чем глубже тут копнешь, чем дальше проберешься, чем ниже спустишься в преисподнюю прошлого, тем больше убеждаешься, что первоосновы рода человеческого, его истории, его цивилизации совершенно недостижимы, что они снова и снова уходят от нашего лота в бездонную даль, в какие бы головокружительные глубины времени мы ни погружали его. Да, именно «снова и снова»; ибо то, что не поддается исследованию, словно бы подтрунивает над нашей исследовательской неуемностью, приманивая нас к мнимым рубежам и вехам, за которыми, как только до них доберешься, сразу же открываются новые дали прошлого. Вот так же порой не можешь остановиться, шагая по берегу моря, потому что за каждой песчаной косой, к которой ты держал путь, тебя влекут к себе новые далекие мысы.
Поэтому практически начало истории той или иной людской совокупности, народности или семьи единоверцев определяется условной отправной точкой, и хотя нам отлично известно, что глубины колодца так не измерить, наши воспоминания останавливаются на подобном первоистоке, довольствуясь, какими-то определенными, национальными и личными, историческими пределами.»
Манн сравнивает время с бездонным колодцем, потом с берегом моря, где за каждой береговой косой следует другая.
Образы эти имеют единый источник - время представляется спиралью.
Виток по кругу следует за витком, день сменяет день, неделя идёт за неделей, месяц за месяцем, год за годом - вроде бы повторяя друг друга в бессмысленности ницшеанского вечного возвращения. Но между витками есть зазор - это зазор смысла, исторического движения, медленного, но упорного стремления людей к истине вопреки творящему вокруг абсурду.
Погляди на эту спираль сверху-вниз - и увидишь уходящий вглубь веков бездонный колодец. Взгляни сбоку - и увидишь уходящее вдаль коса за косой океанское побережье.
Праздник, повторяющийся из года в год в один и тот же день - это не бессмысленное повторение точкой на новом витке спирали точки на предыдущем витке. Это - некий канал, позволяющий сквозь витки спирали достигнуть исходного почему-то очень важного для людей события - и зачерпнуть в нём согревающего душу огня. Огня, который так нужен в холоде бессмысленности суетной жизни.
Но чтобы зачерпнуть этот огонь, необходима связь с тем событием, оно должно быть значимым для тебя, ты должен помнить о нём и чтить его - иначе нельзя проникнуть сквозь витки времени. Т.е. сохранивший своё значение праздник (например, праздник 9 мая) - это элемент такой традиции, портал в огненное прошлое, позволяющий поддерживать огонь в настоящем.