Пока металась в инете с поиском медицинских новостей - ухватила статеечку про химию любви. Понравилось изложение вопроса - без фанатизма ни в ту, ни в другую сторону.
Химия любви или любовь - это химия
Весенняя влюбленность, сексуальная страсть, многолетняя привязанность - все эти проявления любви с позиций эндокринологии не что иное, как причудливая игра гормонов и нейромедиаторов.
Не случайно весной влюбляются чаще и сильнее. Человек, как и животные, подчиняется сезонным биоритмам. Один из основных факторов природной среды - солнечный и дневной свет. «Под влиянием света регулируется работа особого отдела головного мозга - эпифиза, или шишковидной железы. В эпифизе вырабатывается гормон мелатонин: в темное время суток больше, днем - меньше. Весной, когда продолжительность светового дня увеличивается, уровень мелатонина падает, что приводит к активизации организма и повышению репродуктивной активности, особенно у женщин», - рассказывает Оксана Жилякова, врач-эндокринолог Федерального научно-клинического центра ФМБА. Мелатонин регулирует активность нейромедиаторов, гормонального фона, обмена веществ и репродуктивной функции. Очень важно, чтобы в ночное время суток мелатонина вырабатывалось достаточно. «Если в ночные часы нарушается выработка мелатонина (это может быть при бодрствовании ночью с искусственным освещением или суточном графике работы), повышается риск развития сахарного диабета и нарушения овуляций у женщин», - продолжает Оксана Жилякова.
Любовь - понятие широкое, и за каждый ее вид отвечает определенный химический коктейль. Самая возвышенная любовь - романтическая. Влюбленность характеризуется повышенным уровнем дофамина и сниженным уровнем серотонина. Дофамин - один из самых загадочных нейромедиаторов. Это самый сильный природный стимулятор, поэтому влюбленность часто служит источником сил и творческой энергии. Кроме того, дофамин позволяет нам испытывать удовольствие и получать положительные эмоции. Так как дофамин отвечает за удовольствие, он участвует в формировании разного рода зависимостей - алкогольной, наркотической и даже любовной. Именно дофамин виноват в том, что нам хочется видеть объект своей любви снова и снова. Любовная эйфория подобна наркотическому опьянению. У влюбленных есть и другие признаки выброса дофамина: прилив сил, концентрация внимания, восхищение малейшими деталями новых отношений и т.д.
Со временем дофамина вырабатывается все меньше, влюбленность ослабевает. Примерный срок влюбленности - два года. Так что интерес на стороне часто вызван не тем,
что новый объект лучше вашего постоянного партнера, а лишь тем, что он новый. Влюбленность невозможна без навязчивых мыслей, а к их появлению, в свою очередь, приводит низкий уровень серотонина. Интересно, что дефицит серотонина является одной из биохимических причин депрессии, поэтому лечение некоторыми антидепрессантами направлено на повышение уровня серотонина в головном мозге. Ученые опасаются, что подобные препараты могут представлять серьезную угрозу для романтической любви. Другое пагубное влияние таких антидепрессантов - нарушение оргазма.
Любовные переживания часто сходны с реакциями стресса: у влюбленных повышена выработка стрессовых гормонов надпочечников - норадреналина и кортизола. Поэтому в любви захватывает дыхание, сердце бьется чаще и потеют ладони. Такая реакция для организма не опасна - в физиологических дозах стресс полезен, он способствует тренировке и адаптации. Со временем романтическая влюбленность переходит в страсть - включаются уже другие гормоны, половые. У мужчин - тестостерон, у женщин арсенал несколько больше: тот же тестостерон, эстроген и прогестерон. Полноценные сексуальные отношения укрепляют эмоциональную связь между партнерами. Так что в тезисе «стерпится - слюбится» есть изрядная доля правды: начав заниматься сексом без любви, вы рискуете влюбиться по-настоящему. Тестостерон в процессе полового акта способен запустить выброс любовных нейромедиаторов, а оргазм, в свою очередь, приводит к выбросу двух важнейших гормонов привязанности - окситоцина и вазопрессина.
Оба гормона вырабатываются в гипоталамусе (отдел головного мозга) и хранятся в специальном нейроэндокринном органе - гипофизе. Окситоцин выполняет множество
функций, в том числе стимулирует сокращения мускулатуры матки при родах, а после родов окситоцин - выделение грудного молока для вскармливания. Окситоцин также участвует в отношениях между матерью и ребенком, отчасти благодаря ему женщина заботится о своем малыше. В экспериментах у лабораторных животных блокировали секрецию окситоцина - в результате самки отказывались от своего потомства. Рецепторы, с которых запускается выброс окситоцина, у женщин расположены в сосках молочных желез и шейке матки. При интимной близости и половом акте раздражение этих рецепторов также добавляет окситоцина. Вазопрессин, или антидиуретический гормон, отвечает за концентрацию жидкости в почках и уменьшение объема мочи. Вазопрессин и окситоцин также называют гормонами доверия - считается, что они формируют долговременные отношения и укрепляют пару, отвечают за спокойствие и стабильность и позволяют вырастить потомство. У окситоцина еще есть название «гормон объятий».
Интересно, что высокий уровень этих гормонов подавляет активность дофамина и норадреналина - вот почему привязанность со временем растет, а чрезмерная страсть и влюбленность постепенно сходят на нет.
А что делать, если любовь не находит ответа? Прежде всего не стоит замыкаться в себе и предаваться депрессивным мыслям. Вряд ли получится заблокировать свои чувства - в дело включился намного более древний в смысле эволюции механизм, нежели наше сознание. Если шансов на взаимность нет, нужно по возможности перенаправить свою энергию, вызванную дофамином, на какое-нибудь хорошее дело. И помните, что даже самая безумная любовная страсть не может длиться вечно, выбросы пресловутого дофамина со временем прекратятся.
Текст: Ольга Герасименко, врач-эндокринолог
Газета «Одно здоровье»