Давно давно, начал рассказ об Аллее почета авиации в аэропорту Нижневартовска. Сделал
первую часть, в которой показал крупномасштабные модели самолетов. А потом как-то закрутился, возникло много всяких новых тем и сюжетов, на которые благополучно и отвлекся. Пришла зима, темп событий немного спал и появилась возможность вернуться к незаконченному рассказу. Да и снег на фотографиях сейчас будет смотреться органичнее, чем летом.
Во второй части покажу семейство вертолетов КБ Миля увековеченное на постаментах на въезде в аэропорт Нижневартовска. Кроме вертолетов будет затесавшийся туда трудяга Ан-2 и еще один макет - Як-3.
Кроме привычных для моего журнала картинок в размере 1600 пикс, будет несколько больших панорам (до 8000 пикс.), о них буду отдельно предупреждать.
Приятного просмотра!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9311/135140311.c4/0_d02e0_5c66367_XL.jpg)
2. Начну сразу с общей обзорной панорамы для знакомства со всеми экспонатами. Здесь установлены: Ан-2, Ми-1, Ми-2, Ми-4, модель Як-3, Ми-8, Ми-6. Все это великолепие установлено в 2000 году в честь 35-летия Нижневартовского авиапредприятия.
Если кому-то дорог интернет-трафик, то нажимать на фото не стоит, откроется в виде 8000х1201 пикс. (7,9 мб)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9494/135140311.c4/0_d02d8_4c109f22_XXL.jpg)
3. Начну "по росту". С первенца М.Л. Миля, многоцелевого вертолета Ми-1. Первый полет опытный вертолет совершил в 1948 году, тогда он назывался ГМ-1 (Геликоптер Миля -1). Испытания проходили сложно, 2 первые опытные машины были потеряны... Но все же благодаря упорному труду конструкторов, вертолет доработали и запустили в серийное производство. Это первый советский серийный вертолет. Выпускался серийно на Московском вертолетном заводе, а так же в Казани, Оренбурге и Ростове-на-Дону. С 1957 года по лицензии выпускался в Польше. Мнение найденных мной источников насчет общего количества произведенных Ми-1 разнятся, но в целом эта цифра в пределах 2500-2800 экземпляров.
На табличке приведены основные ЛТХ и указано, что в Нижневартовском АП эти вертолеты эксплуатировались с 1967 по 1973 гг.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9061/135140311.c4/0_d02e7_c6c60e3e_XL.jpg)
4. Ми-1, RA-68117. Честно говоря не знаю, почему выбрали такую регистрацию, под префиксом RA- этот вертолет явно не успел полетать. Честнее было бы СССР-
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9811/135140311.c4/0_d02e9_db766f28_XL.jpg)
5. Следующий экспонат - Ми-2.
Младший (по возрасту) брат получился более совершенным, чем первенец. В отличии от Ми-1 с его одним поршневым двигателем, здесь было установлено 2 новых газотурбинных двигателя ГТД350 КБ Климова. Вертолет производился серийно с 1965 по 1992 гг. в Польше. Разные источники опять таки путаются в показаниях по поводу количества произведенных машин. Но в среднем все сходятся на цифре 5200-5400 штук.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9301/135140311.c4/0_d02e5_10ce868a_XL.jpg)
6. В Нижневартовском авиапредприятии вертолеты Ми-2 трудились с 1975 года.
На этой фотографии видно, что вертолет несколько подрос по сравнению с Ми-1. Благодаря этому Ми-2 может перевозить уже до 8 пассажиров (по сравнению с 3 в Ми-1). Вертолет получился действительно удачный, косвенным свидетельством этого может служить то, что до сих пор можно встретить живые Ми-2.
Я например, крайний раз видел один такой в Томске в начале июня 2013 года, прибывший из области санитарным рейсом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9255/135140311.c4/0_d02e8_27b147ff_XL.jpg)
7. Ми-2, RA-15686. Именно на таком вертолете летал главный герой фильма Мимино - Валико Мизандари (если вдруг кто не знает :)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9802/135140311.c4/0_d02e6_f8b5c765_XL.jpg)
8. Ми-4 - первый военно-транспортный вертолет принятый на вооружение ВВС СССР. Разработка, летные испытания и внедрение вертолета Ми-4 в серийное производство были осуществлены в рекордно короткий срок - в течение одного года: 5 октября 1951 г. было подписано постановление правительства о создании вертолета и началась его конструктивная разработка, а уже в июне 1952 г. первый опытный вертолет совершил первый полет и в этом же году начал производиться серийно. В 1953 г. первые серийные вертолеты Ми-4А успешно прошли войсковые испытания и стали поступать в вооруженные силы.
Вертолеты Ми-4 серийно производились в 1953 - 1966 гг. на вертолетном заводе в Казани, где было построено примерно 3200 вертолетов различных модификаций, из которых более 700 были поставлены в 1956-1966 гг. за рубеж в 24 страны; кроме того, вертолеты Ми-4 под обозначением 2-5 производились в 1958 - 1979 гг. по лицензии в КНР в г. Харбине, где было построено 545 вертолетов.
Ми-4, RA-36574 (так же как и с Ми-1, правильнее было бы СССР-)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9508/135140311.c4/0_d02e3_33d45fb2_XL.jpg)
9. В пассажирской версии вертолет брал на борт до 12 пассажиров. В Нижневартовске эксплуатировались с 1965 по 1976 гг.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9061/135140311.c4/0_d02e4_ba759f20_XL.jpg)
10. Чебурашка.
У вертолёта интересная схема расположения двигателя (
в носу, да еще и под наклоном)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9319/135140311.c4/0_d02e2_b716891b_XL.jpg)
11. Следующий экспонат - Ми-8.
Вряд ли есть люди интересующиеся авиацией и ни разу не видевшие Ми-8... вертолет настолько известный и распространенный, что на мой взгляд никаких дополнительных слов не требует.
Этот борт по праву носит регистрацию RA-. Успел полетать под ней в начале 90-х. В Нижневартовском АП вертолеты Ми-8 трудятся с 1973 года по сей день. И сейчас основной труженик северного неба.
Ми-8Т, RA-25973
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9510/135140311.c4/0_d02dc_2c3efb4b_XL.jpg)
12. Панорамка Ми-8 и Ми-6. По клику откроется 8000х2566 пикс. (11,6 мб.)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9802/135140311.c4/0_d02da_4fef3cd3_XXL.jpg)
13. Красавец гигант - Ми-6. Про него вообще достаточно много и интересно написано, поэтому кому интересно, лучше
почитать в развернутом виде.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5003/135140311.c4/0_d02dd_893f6597_XL.jpg)
14. Ми-6А, RA-21075. Бросается в глаза количество иллюминаторов. Это не имеет отношения к данному экземпляру вертолета, но прочел, что в 1965 году была создана пассажирская модификация Ми-6П. В комфортабельном салоне с прямоугольными окнами, тепло-звукоизоляцией, гардеробом и туалетом размещалось 70 или 80 кресел в зависимости от шага их установки. Задние грузовые створки и трап были заменены обтекателем с откидным люком. При необходимости пассажирский вариант мог быть легко преобразован в транспортно-санитарный. Вертолет остался в единственном экземпляре.
Панорама для ценителей этой машины. В полном размере 8000х2345 пикс.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5004/135140311.c4/0_d02d9_5b0dc774_XXL.jpg)
15. Такое впечатление, что эти двери в кабине на случай экстренного покидания вертолета. А не штатный вход на рабочее место. Или я не прав?
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9762/135140311.c4/0_d02df_672584fa_XL.jpg)
16. Отличный аквариум в носу вертолета! Оттуда должно быть открывались прекрасные виды.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9802/135140311.c4/0_d02de_5c8f2a3f_XXL.jpg)
17. В эту вертолетную компанию затесался и самолет - Ан-2. Так же как и Ми-8 не нуждается в представлении. "Я так думаю!" (с)
Панорамка - 6000х2238 пикс.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9514/135140311.c4/0_d02db_d8766d90_XXL.jpg)
18. Ан-2, RA-70705.
Ан-2 трудятся в Нижневартовске с 1965 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9763/135140311.c4/0_d02ea_dc4a5a4c_XL.jpg)
19. В 2010 году, в честь 65-летия Победы, аллея пополнилась еще одним монументом. Памятник лётчикам-героям Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Помимо 5 портретов лётчиков-героев, установлен макет самолета Як-3.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9061/135140311.c4/0_d02e1_7d9688be_XL.jpg)
Вот такая достопримечательность имеется в аэропорту Нижневартовска. Если вдруг занесет судьба в этот северный город и будет немного времени в аэропорту, пройдитесь немного от аэровокзала, не пожалеете!
Еще раз ссылка на первую часть рассказа:
Нижневартовск. "Аллея почета Авиации". Часть 1 - Модели. При подготовке материала использовались данные сайта:
http://airwar.ru/ Спасибо, что заглянули!