Пост не провокационный и написан без фиги в кармане.
Вопрос, который в нем будет поставлен (в конце!)- настолько же прост, насколько на него трудно ответить с ходу.
Поэтому приглашаются все желающие.
.
В ЖЖ прокатилась стихийная волна по поводу заграничной экранизации романа про Евгения Онегина.
Не смотрел и не буду: не признаю заграничных экранизаций априори, что в переводе с латыни значит - в натуре.
.
Охх, уже эта кинематографическая заграница, которая изголовье Анны Карениной залепила иконами, сверху же иконостас венчал восьмиконечный византийский крест.
Неужели так трудно воссоздать по картинкам и даггеротипам ушедшей эпохи дворянский быт 19 века, чтобы уяснить элементарное.
Иконам в доме отводилась особое место - красный угол; он был везде,что в крестьянской избе, что в дворянских усадьбах.
От таких " мелочей" доверие к киноиллюстрациям русской жизни пропадает, а тем более, если дело касается дЕвицы начала 19 века с русскою душою.
( "Татьяны, с русскою душою...", точнее)
.
Это как снимать фильм, отвлекусь, по произведениям Гайдара, повязав тимуровцам красные галстуки, в которых они ложились бы спать и ходили плескаться в пруд, не снимая.
.
Вернёмся к истокам.
Перед нами роман " Евгений Онегин"- энциклопедия русской жизни.
Именно так назвал его критик Белинский, круче которого только литературный критик и преподаватель подготовительного отделения провинциального вуза из Воронежа литературовед Латунская.
Именно она лепит повезде,как последний лепила из Дома прИзрения печатку про загадочность и широту русской души.
У нее что ни киношка по русской классике, то непременно про загадочность и широту.
Да и не по классике кстати тоже, как она не задолбается долбить одно и тоже, аки дятел, про русскую душу, уму непостижимо.
.
" Русская душа" в исполнении провинциального профессора и бывшей стюардессы Лего Кобетты, это разменная монета.Монета, вышедшая из оборота, но которую никто и в коллекцию брать не хочет.
Много лет кряду Латунская насиловала булгаковскую Маргариту, а сейчас повернулась пЕредом к истокам, слухая в воткнутых в уХи наушниках классику и пересматривая киношки - экранизации по мотивам.
.
Кобетта Латунская, которую Ксюшка Шрёдингера за универсальные пластмассовые лингво_ наборы прозвала Конструкторрм LEGO ( по системе профессора Жаринова), даже к гастрономическим изыскам в русской классике умудрилась привязать русскую душу.
.
У Пушкина, слов нет, восхитительно, до стенокардии, гениально прописано про Страсбурга пирог нетленный и залитый портвейном горячий жир котлет.Но это никак не пирЪ духа, это пир плоти праздного человека,не оскорбительно ли поминать лихом русскую душу там, где это неуместно от слова совсем?
.
Мы опять отвлеклись.
С самого начала пОстика было обещано задать вроде как лёгкий вопЛосик,на который вроде как должен найтись очевидный ответик.
Но будет ли он?
Вот Ксюша из Варшавы любит загонять вопЛосиками человека в угол, а точнее заводить в интеллектуальный тупик,заколачаивать вопЛосиками в глобик.
У кого, скажите, не
наступал ступор от ее бесконечных зачем да почему?
Не ту Настю, ей- ей, выбрали на главную роль в сериале про следопыта Каменскую.
.
Любой школьник- переросток из советской школы, а уж светило Воронежской лингвоакадемии Латунская и подавно, помнит,как писали сочинение про Образ Татьяны.
Ксюша наверное тоже помнит.Да все помнят, чоуж там.
.
Что там все понаписывали в свое время, одному Богу известно. Ну известно также, что писали без фантазии и огонька, не осмысливая.
Писали по определенной хрестоматийной матрице.
Надо было быть нестандартным отроком или отроковицей, чтобы задаться вопросом, а откуда у Татьяны вообще душа, что это такое- душа?
.
Души как религиозного понятия в советской парадигме не сушествовало,а другой души не придумали .
Были духовные ценности,это правда, но это про другое и про куда более понятное.
.
Заикнись советский школьник про существование в человеке души как таковой, его бы заподозрили, что он попал под влияние носителей пережитков прошлого.
Его родителей вызвали б к завучу, а директора в районный отдел народного образования и дали бы там хорошую взбучку.
.
У нас в школе подобное было, но там другое.
Две дурёхи- энтузиастки,старшеклассницы, отправились в церковь и обратились к служителю культа с нейтральным вопросом: в каком году был воздвигнут архитектурный памятник, в котором он служит службу. Вот в школе, говорят, нам задали писать сочинение на тему "Памятные места в моем городе".А мы, говорят, решили написать про архитектурное место, чем старинная церковь не приятное место в городе,чем оно не памятное?
.
Служитель культа состоял на связи в КГБ.
Не будь он на связи, не было бы у него хлебного места.Он стукнул куда следует о чрезмерно любопытствующих девочках в школьных передниках, и вся школа 🏫
долго ходила потом ходуном, а классная руководительница носилась испуганная по родительским собраниям.
Но мы опять отвлеклись.
.
Школьные сочинения по всей стране так и назывались:"Татьяна,с русскою душою...". Дальше стояло многоточие и нужно было написать про Татьяну по готовому шаблону, про её метания, про любовные страдания и тягомотиину, связанную с почтовой перепиской с Онегиным.
И вот все это, со всеми страданиями, переживаниями,балами, дуэлями и обильной закуской называлось Энциклопедией русской жизни.
.
В школе учили выделять ключевые слова, но никто их толком нигде не выделял.
Ключевое слово, наверное, все же у Белинского было- РУССКОЙ.
Русской жизни.
Энциклопедия.
.
Но была ли Татьяна носителем русского, что вообще ее связывало русским миром?
Не был бы Пушкин гением, кабы не сумел заблудить читателя в трёх соснах, а буквально - в трёх строчках.
.
Вот смотрите.
Татьяна с русскою душою
Сама не зная почему
С ее холодною красою
Любила русскую зимУ.
.
Русский дворянский мир стыдился ,что он русский и предпочитал выглядеть французским.
Это как жители Украина не хотели иметь ничего общего с русским миром, а на основании вымученного безвиза считать себя представителями утонченной европейской цивилизации желали.
.
Великая европейская культура, начиная со Средневековья и до середины 19 века была,конечно.
Чтоб к ней приобщиться, нужно были много читать и говорить по - французски.
Во Франции даже простой пастух говорил по- французски, заметим пОходя.
.
Но что ещё было в России во времена Татьяны из культурного кода России, может не было особо ничего?
Да нет, было.
Ладно, Пушкина она могла не знать, с Лермонтовым не быть знакома, они где- то ее ровесники, плюс минус .
Но были Державин, Сумароков, Жуковский и Ломоносов.
.
Но она их не знала и знать не хотела.
Из всего русского Татьяна любила только русскую зиму.
Вот смотрите опять и снова.
.
Татьяна с РУССКОЮ душою
Сама не зная почему
С ее холодною красою
Любила РУССКУЮ зимУ.
.
Перед нами какая- то неопредилившася в своей аутентичности девушка, какая то медуза.
Она не понимает кто она, в чем ее русскость, она не осознает в какой культурной среде растет и в чем ее предназначение.
.
Она даже себе объяснить не может толком,за что любит русскую зиму, ну наверное за ядрёный здоровый воздух, который усталые силы бодрит.
Так это все жители северных широт любят, не надо быть русской.
В Германии кстати любят снег, в горах.
.
Великая русская литература в последние апокалиптические временА используется сейчас как разменная монета.
Недавно по всей Украине прокатилась волна сноса памятников Пушкину, а в Институте национальной памяти хотели отменить Булгакова.Чем все кончились. не знаю, но одной из уважительных причин отмены Булгакова была та, что герой его романа " Белая гвардия" неуважительно высказывался об Украине образца 1918 года.
.
Не будь украинские "учёные" такие одномерные, они может и отговорили бы украинское правительство сносить памятники русским классикам, а копнули ли бы глубже русскую классику как таковую.
.
Великий русский роман Толстого " Война и мир" начинается с французского языка.
В салоне Анна Планы Шерер сидит много светской черни, вернее, элиты русского общества, которые хорошо сидят и много болтают.Болтают они о разном, это отнюдь не праздная болтовня , хотя и праздная тоже.
Среди них, как выясняется, есть и те, кто непрочь был бы дождаться Наполеона и вручить ему ключи от Москвы, потому что с приходом европейской культуры ничего плохого Россию не ожидало бы.
А отсталая и забитая страна стала бы частью общей европейской культуры.
.
Татьяна Ларина жила в деревне, но судя по всему от русской культуры была далека, с посетителями салоны Анны Павловна она не контактировала.
.
Так вопЛосик по системе Ксюшки очень пЛостой.
В чем русскость Татьяны и что ее связывало с русским миром, если ( вчитайтесь!)
***
Она по-русски плохо знала,
Журналов наших
не читала,
И выражалася с трудом
На языке своем родном.
.