Давид Кроненберг «Употреблено» / David Cronenberg «Consumed»
Итак, перед нами дебютный роман канадского режиссёра еврейского происхождения, прославившегося своими революционными и скандальными фильмами потрясшими публику различных кинофестивалей своими запретными темами, имеющими свойство некоторого повторения от работы к работе, и надо ли говорить, что многие ждали и от книги такого фирменного вкуса, принадлежащего этому большому художнику. Во многом их ожидания оправдались, это подтверждают и многочисленные критики, наперебой утверждающие, что всё это время мы смотрели фильмы настоящего писателя, у которого по ряду причин или не было времени или желания основательно засесть за стол и углубиться на год-два для написания такого длинного сценария (считай романа). Уже с первых страниц можно понять, что мы имеем дело не с ещё одной галочкой в длинном творческом списке профессий Кроненберга, нет, перед нами хороший, плотный текст, неплохо переложенный Любовью Трониной на русский язык с множеством ссылок, терминов, названий брендов, фирм и слов написанных автором специально не на английском языке. Количество всем знакомых значков западной промышленности невольно наводит на мысль о другом писателе одержимом этой страстью с целью создать просто невозможный гротеск, того, который ввёл в культурную среду всем известного яппи-психопата. Но дальше перелистывая страницы, читая о лихорадочной жизни двух молодых журналистов, помешанных на технических новинках, невольно приходит и сравнение с программным сочинением Жоржа Перека «Вещи», где в той же самой манере представлен смысл жизни как безоглядное, ненасытное потребление всего материального, модного, придающего статус. Заглядывая на обложку с куском мяса и печатью с названием, срывается вслух: неужели Кроненберга заинтересовала критика коньсюмеризма и исходящего из него современного прогресса, невероятной скорости появления технических новинок, за которой не угнаться, как и говорит один из героев книги? Но бесконечные описания в основном фототехники и способов съёмки, вероятно, имели для повествования иной смысл, забегая впёрёд, скажем, что все 400 страниц вы в основном будете узнавать подробности расследования загадочного преступления, где протагонистами и антагонистами выступают две гетеросексуальные пары разного поколения, молодые журналисты и старые интеллектуалы, которых режиссёр, вероятно, списал с Сартра и Симоны де Бовуар. Так вот само заглавие Consumed относится к этим так сильно различающимся по возрасту парам, как к разному подходу к самому предмету потребления, где молодые погружаются в бездну электронных гаджетов (для оправдания всё-таки необходимым им для работы), а вторые, критикуя эту болезнь современного общества, преодолевают дестабилизирующие тенденции своими ритуалами с привлечением группового секса, а позже с маниями каннибализма и политического заговора. Этот постоянный комок переплетений, не простых, а порой и извращённых отношений ссылает на ещё одного любимого писателя Кроненберга, поставившего его девиатный роман Crush, и тут и там царит отчаянье и пустота, которую обитатели произведения стараются найти в других, используя все виды коммуникаций вплоть до калечащих и смертельных, их охватывает тоска и безумие выходом из которой становится ещё большее безумие. Близость Балларда и Кроненберга подтверждает и их зацикленность на темах человеческой плоти, хирургии, патологий и мутаций. Ближе к концу книги, после многостраничного рассказа в рассказе одного из пожилых интеллектуалов, можно сказать короткого фильма в фильме, мало что объясняющего, а ещё более запутывающего, понимаешь, что определённой ясности так и не будет, и автор не ставил цель найти из всех хитросплетений этого лабиринта выходы. Перелистывая последнюю страницу, эта догадка подтверждается, остаётся неприятный осадок от того, зачем вообще была написана большая часть текста. Финал очень слаб, его практически нет и это сильный минус всей книги, такое ощущение, что просто уже не было сил дописывать этот затянувшийся интеллектуально-хирургический сериал и он оставил всё как есть, тем более, что и так достаточно в книге отдельных жутких болезненных картин - наслаждайтесь. Если бы не celebrity-имя на обложке, то вряд ли этот роман мог пробиться так высоко и получить столько внимания, всё-таки большая часть для простого читателя слишком bizzare и слабо объяснимо, но это чисто субъективный вывод, я не очень знаком с потоком новых книг, возможно среди всего этого шлака Consumed действительно настоящий шедевр. Проверьте сами.