"Если ты такой умный, почему не такой богатый?"

May 18, 2021 20:50

Вынесенный в заголовок поста принцип становится доминирующим в периоды, предшествующие упадку общества, когда деньги становятся главной ценностью, богатство и способность добывать\делать деньги - главными достоинствами в обществе (а то и вовсе единственными. А разве может долго существовать сложное и развитое общество, где единственным что имеет ценность, являются деньги?). Происходит это в тот момент, когда капитал, всегда стремящийся снять все ограничения в виде традиций, общественной морали, общественного блага и др. и сожрать все вокруг себя, приближается к своему (кратковременному) господству, все больше проедая саму ткань общественной жизни, ее основы, все больше разлагает государство, общество, все институты, делая общество одномерным и предельно поляризованным.

Хочу привести одну историческую аналогию. А именно - между современным состоянием западного и вестернизированного обществ (вкл. постсоветские) и кризисом классического греческого полиса.
См. такой отрывок из описания кризиса классического греческого полиса

Характеристика др. греческого полисного общества на пике его развития

"Высочайший подъем греческой культуры в V в. до н. э. был связан главным образом с расцветом классического полиса. Усиление демократии, участие в политической жизни большинства свободных граждан и в то же время ожесточенные политические и социальные конфликты, требующие самоопределения каждого индивида, прогресс позитивной науки, расширение географического кругозора, осознание превосходства своего образа жизни над иными- все это породило своеобразные черты культуры классической Греции."

И во время кризиса и упадка

"Если в Афинах борьба среди граждан выливалась в яростные дебаты в народном собрании, в судебные процессы, изгнания политических противников, TO в других полисах дело часто доходило до гражданских войн. B каждом государстве «заключены два враждебных между собой государства: одно-бедняков, другое- богачей»-так характеризовал обстановку Платой. B IV в. до н. э. в Греции возрождается тирания, которую в отличие от ранней обычно называют младшей тиранией. B системе тиранического режима большую роль играли наемники, на содержание которых расходовались немалые средства. Постоянные финансовые трудности испытывали не только тираны. Такое же положение было и в других полисах, становясь особенно сложным во время войн: граждане не хотели и не могли воевать, в вооруженных силах ряда полисов большую роль стали играть наемники, которым нужно было платить. Так возникает принцип: война должна сама кормить себя. Наемничество было одним из самых ярких проявлений кризиса. Наиболее проницательные идеологи полиса того времени, например афинский оратор Исократ, видели в наемниках «язву всей Эллады».

Традиционная полисная мораль начинает уступать место индивидуализму. Деньги становятся мерилом всех ценностей, определяющих место человека в обществе. B одной из комедий афинского комедиографа второй половины IV в. до н. э. Менандра говорится весьма красноречиво:

A вот по мне-единственно полезные Нам боги - это серебро и золото.

Лишь в дом их принесешь,- о чем помолишься,

Bce будет у тебя, что только хочется: Земля, дома, служанки, украшения.

Друзья, свидетели и судьи-лишь плати!

K тебе пойдут и боги в услужение. "

З.Ы. Собственно натолкнуло меня на данный пост вот что -
Розофф написал очередной крайне спорный пост, впрочем речь не о нем. Там в комментах высказался развернуто один широкоизвестный в узких ЖЖ=ных кругах деятель, некто

antontsau

Конечно анализировал. Потому что у меня МОСК. Тот самый гениальный с детства, и память которая помнит все, а что не помнит то записываю. Когда у всех в 4 годика были калямаля - у меня были паравозеги и главное что самому их собирать, самому придумывать решения со всеми их проводочками и релюшечками (ну, это, конечно, уже попозже, в 5-6, в 4 и кружок с двумя стрелками механически собрать уже огромное достижение, на которое неспособна обычная 7-летка, первоклассник, - я пробовал!) , в 6 был мопэд и опять же самому его помалу обслуживать и починять, в 10 (это я уже в 5м классе был...) уже всякие транзисторы и прочая электроника. А вокруг безбрежное море идиотизма, "дети, сегодня мы опять будем изучать букву Ы... Васенька, ты снова все забыл?".

ivanof_petrof

Моск. Моск- много у кого моск. А применить то его получилось, кроме больше жрать и чаще срать? А то мож пошел бы в спорт, мячик пинал, инстаграм вел.

antontsau

еще как применилось! В маськве 60К в год выгребал, здесь вообще шестизначненько. Именно что за счет моска и его приложения. А в мячик и инстаграмм вон толпами прут, возвращаясь обратно в макдак или ноя как этот офис с начальнегом задрааали.

unrealcolonel

Спалились вы данным комментом.

Я вас не знаю, есть ли у вас мозг с большой буквы м - тоже. Но видно, что какой бы ни был у вас мозг, он жестко проштампован буржуазным тезисом "если ты такой умный, почему не такой богатый?" Я думаю ,что вы, если не врете про свои доходы, намного богаче известного Перельмана. Но вот умнее ли вы, чем он? Что-то я оч. сильно сомневаюсь. Или еще пример. Практически всем мало мальски образованным и разумным людям известны из классической Греции имена таких людей как Сократ, Платон и Аристотель, но кто знает имена богатейших греков той эпохи, современников вышеперечисленных? Я вот к примеру знал, но и то забыл имя одного персонажа эпохи кризиса классического полиса, которому принадлежала чуть ли не вся Аттика - и это, похоже, было единственное, чем он был знаменит.

Так что хотите хвастать своим умом, не позорьтесь. Хвастайтесь не деньгами, а своими достижениями. Впрочем, умному человеку перед другими умными хвастать не надо - достаточно начать говорить на соответствующую, знакомую и ему и им тему и ум сразу виден. Или не виден, если его и нет.

Т.е. персонаж явно путает свои проф. навыки и способность их продавать на свободном рынке с умом как более широкой категорией. Он, насколько я могу судить, в принципе неглуп, и, может быть, даже не оч. сильно хвастает своими способностями. Но при этом крайне ограничен, зашорен, отформатирован той самой моралью, кот. я вынес в заголовок. А столь ограниченный человек не может быть умным в классическом понимании данного термина, по моему. У него всегда есть потолок в мышлении, причем не слишком высокий.

общество, Др. Греция, расцвет и упадок, капитал, деньги

Previous post Next post
Up