(no subject)

Mar 07, 2020 16:01

В книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» Лоренц приводит критику современного ему капиталистического общества с позиции естествоиспытателя. Он выделяет 8 основных тенденций, отличающих индустриальное общество от традиционного и делающих его неустойчивым и противоестественным для жизни человека. К ним относятся: перенаселение; опустошение жизненного пространства; высокий темп жизни, навязанный всеобщей конкуренцией; возрастание нетерпимости к дискомфорту; генетическое вырождение; разрыв с традициями; индоктринируемость; угроза ядерного оружия.

Лоренц указывает на то, что человек, приспособленный эволюцией для выживания в небольшом коллективе (что видно уже из того, что трудно запомнить более двух-трёх десятков людей и поддерживать с ними близкие отношения), в условиях мегаполиса не может без дополнительной психической нагрузки сдерживать свою природную агрессивность. В качестве примеров двух крайностей приводится гостеприимность людей, живущих вдали от городов, и взрывоопасная нервозность концлагерей, где неосторожный взгляд может привести к драке. Концентрация людей в городах обычно сопряжена с уничтожением природы, что приводит к эстетической и этической деградации жителя. Аэрофотоснимок города внешне похож на гистологическую картину раковой клетки, что свидетельствует об утрате разнообразия в обеих системах. Главным мотивом бизнеса является получение мгновенной финансовой выгоды. Таким образом, общество теряет долгосрочные цели, вследствие чего каждый его член вынужден трудиться значительно интенсивнее, чем это требуется для выживания. Этот ничем не ограниченный процесс приводит к «бегу наперегонки с самим собой», который у самых активных граждан вызывает ряд хронических болезней. Высокоорганизованные организмы характеризуются способностью ставить отдалённые по времени цели, достижение которых связано с возможным дискомфортом. По мнению Лоренца, современная медицина и хорошие бытовые условия лишают человека привычки терпеть, что подрывает названную способность.

Средства массовой информации вырабатывают у людей привычку к некритическому восприятию информации, которая ранее компенсировалась наличием традиционных убеждений. Многие из них, несмотря на их возможное противоречие научным взглядам, сложились эволюционно, то есть доказали свою незаменимость для общества и поэтому, согласно Лоренцу, не могут быть безнаказанно забыты.

Мысли интересные и во многом верные. Причем не только для капиталистического общества - к соц. странам втор. половины 20-го века хотя и в меньшей степени, многое тоже можно отнести. Т.е. капитализм безусловно многократно усиливает проблемы индустриального и урбанизированного общества, но и без него они есть.

В частности, проблема в том, что человек хоть и очень адаптивен, но биологически он приспособлен к опред. условиям жизни - в частности, жизни в относительно небольших и довольно стабильных коллективах (неск. десятков человек), к работе не более 4-6 часов в день и т.д. И если его надолго загнать в крайне неблагоприятные и неподходящие ему условия вроде современного мегаполиса, да еще заставить вкалывать на тупой и нетворческой, нелюбимой и отчужденной работе по 10 и более часов в сутки, то деградация и вымирание популяции неизбежны.

Еще надо понимать, что тут под "традиционными убеждениями" понимается совсем не фофудья, которой вразнос торгует ЗАО РПЦ и ее аналоги у нас и за рубежом. А прошедшие проверку временем мысли и суждения. Не надо забывать, что разные социальные табу, нормы и правила поведения - это в большинстве случаев своего рода "техника безопасности" и все страницы в ней дорого оплачены предыдущими поколениями. Конечно ,часть из них со временем и изменением образа жизни перестают быть актуальными, но прежде чем списывать их в утиль, надо докопаться до причин их появления, понять, что их породило и какие беды и какие деформации здоровья или психики людей они должны были предупреждать? И точно ли эти беды и возможные деформации в настоящем и будущем уже не актуальны?

Я тут не против развития как такового выступаю, если что. Доиндустриальное и тем более догородское прошлое человечества не было идеальным и вернуться в него мы не можем, разве что через глобальную катастрофу. Но и развитие (а в наше время чаще просто изменение, выдаваемое за развитие) не надо идеализировать, возводить в ранг самоцели и не надо забывать о рисках, ему сопутствующих. Иначе деградация, обвал и архаизация неизбежны.

урбанизация, Лоренс, образ жизни, индустриализм

Previous post Next post
Up