"Зеленый огонек" и "Горожане"

Apr 15, 2013 08:26

Посмотрел оба фильма на днях (скачать можно здесь, там же см. ссылки на страницы фильмов с описанием, отзывами и пр.). И тот и другой - про таксистов, в обоих действие происходит в Москве, в обоих главные герои - люди неравнодушные, готовые помочь окружающим, правильные, я бы сказал. И в том и в другом фильме характер главного героя раскрывается через серию эпизодов, в основном связанных с его работой, таким образом показывается и своего рода срез современного советского общества. В остальном же картины очень различаются - по жанру, возрасту главного героя и его жизненной ситуации, атмосфере.

"Зеленый огонек" (1964, в гл. ролях Алексей Кузнецов, Светлана Савёлова - замечательная актриса, кстати, жаль, что снималась она очень мало) - лирическая комедия, очень светлый фильм про молодого парня, пришедшего работать в таксопарк, про его первый день на работе. Если хотите поднять настроение - это то, что надо. Надо сказать, мне вообще очень нравится Москва 60-х , которую я, к сожалению, уже не застал. Из того, что видел на фотографиях и в кино рисуется просторный, чистый, зеленый город. Вот и в этом фильме Москва служит фоном - именно такая - светлая, просторная, красивая. И люди показаны соответствующие, отрицательных персонажей по сути нет. Кстати, в конце 50-х и пер. пол. 60-х годов немало фильмов таких снималось - светлых, оптимистических, про хороших людей, причем очень качественно снятых в плане  игры актеров, режиссуры, операторской работы и пр. Например, "Карьера Димы Горина", "Девчата", "Вечерние поезда" из того же ряда и многие другие. Интересно бы детально разобраться, как и почему именно в эти годы произошел такой взлет советского кино (и не только кино на самом деле), как и почему позже тенденция явно сменилась - это может быть разгадкой в каком-то смысле и к теме постепенного нарастания кризиса в советском обществе, приведшего в итоге к Перестройке и т.д. (естественно, я имею в виду не то, что общ. кризис был вызван сменой тенденции в советском кинемотографе, а наоборот, что перемены в кинематографе были частью перемен в обществе).

В фильме "Горожане" (1975, в гл. роли Николай Крючков) главный герой наоборот, человек уже пожилой, прошедший войну, вдовец, у которого дочь на выданье (ее играет Марина Дюжева, а в титрах она почему-то под именем Марийки Кукушкиной). Это  совсем не комедия, а скорее драма.
У меня этот фильм какое-то тревожное ощущение вызвал. Видимо потому, что я сегодня уже знаю, что будет дальше с той страной.

Неровный фильм, надо сказать. В принципе проблемы верно подняты, сейчас мы это можем видеть и делать выводы - и тогда многое понимали и видели угрозы, только вот справиться в итоге с ними не сумели. И персонажи жизненные, убедительные и ситуации сами по себе правдоподобные, даже с "министром". Кто-то может не верить сегодня, после многих лет антисоветско й пропаганды и постсоветской дествительносити, что такие - щепетильные, честные - люди в позднесоветском руководстве были, но я одного такого же в плане честности советского чиновника высокого уровня лично знал и уверен, что он не был исключением, хотя и правилом к тому времени уже тоже видимо не был. Мой двоюродный дед, брат бабушки, занимал весьма высокие посты примерно в те же годы и не считал для себя возможным никаких личных благ сверх положенного из своей должности извлекать, да и то, что ему было положено, не всегда спешил получить - именно из щепетильности, считал, например, что ему свою очередь на личное авто использовать не к спеху, другим может быть нужнее.

Но при этом некоторые эпизоды фильма выглядят не очень убедительными, а где-то штампы видны. В частности непонятно, за каким вообще чертом понадобилась старая эмигрантка и вся сцена с ней, что это добавляет к смыслу фильма - ну это уже вопросы к В.Кунину - сценаристу, а также к режиссеру и пр. руководству картины. Игра актеров - тоже неоднозначно. В целом - хорошо, но в какие-то отдельные отрезки выглядит не очень достоверной. Как ни странно, это прежде всего Крючкова касается - в основном он  хорош, но где-то наоборот - не очень натурально смотрится. А вот Дюжева молодец - без помарок, все на высоком уровне. Вообще актерский состав фильма сильный - целый ряд известных советских актеров снялись тут в небольших ролях.

В целом хороший фильм, стоит посмотреть. Москва тут тоже служит фоном, но как-то ее здесь меньше заметно, да и похужела она уже к этому времени - больше стало суеты, меньше воздуха и света, много больше людей и машин (хотя до нынешнего Вавилона, естественно, тогда было еще очень и очень далеко, даже сравнивать сложно).

З.Ы. Кстати, в обоих фильмах не обошлось без эпизодов с иностранцами. Не знаю, объясняется ли это спецификой - Москва, таксисты - или говорит о чем-то еще.

кино, общество, Крючков, Москва, советское кино

Previous post Next post
Up