К вопросу о негативном мышлении.
Оригинал взят у
gutta_honeyв
Психогигиена, токсические и псевдо-хорошие мысли. В любой популярной психологической книжке вы найдете совет, что основа здорового психологического состояния - хорошие позитивные мысли. Плохие мысли - разрушают наше здоровье и не только психическое. Поддержание себя в хорошей психологической форме - это психогигиена. О ней довольно много говорят, но по сути своей эта отрасль остается «сферическим конем в вакууме». Особенно в России. У нас плохие негативные мысли многими приравниваются к «критическому» и «нехомячковому» мышлению. Считается, что если у тебя все хорошо, то ты просто в жизни чего-то недопонимаешь. А когда ты увидишь, что вокруг потоки нечистот, то вот ты прозрел. Добро пожаловать в реальность. Некоторые так увлекаются поисками этих нечистот… Невозможно людям доказать, что это не полезно в целом. Тем более, когда чисто нашел кусок… этой самой… и на этом удовлетворенно вздохнул и отправился на поиски нового куска.
Знаете, есть привычка думать о плохом, о том что вызывает страх или вообще какой-то негатив. Этот стиль мышления называется токсическим.
Человек постоянно находится в негативных размышлениях о себе, о мире, об окружающих. Все гады-воры-жулики, планета скоро погибнет и я из себя ничего не представляю.
Масса людей имеет такой стиль мышления, хотя на первый взгляд это совсем нерационально. Ведь иногда за размышлениями над этим всем негативом мозг проводит большую часть дня. Есть в этом определенный смысл. Негативные мысли в определенном смысле полезны, потому что они, по сути, способ предупредить беду или решить проблему. И наш организм поддерживает эту тенденцию мышления. Т.е. если индивид подумает плохое, и разработает схему, как «плохое» избежать, получает индивид за свою работу дофаминовую конфетку.
Но дофаминовые конфетки дело такое, что можно легко увлечься. Можно так в одиночестве придумывать всякие страсти про себя и других и наслаждаться дофамином. И многих этот процесс сильно затягивает. Тут неважно для мозга, есть ли опасность реальная или она просто из головы выдумана, и что человек там решил для того, чтобы «спастись». Спрятаться, замереть в ужасе, убить соседей, что мешают спать - для мозга все едино. На тебе дорогой, дофаминчика.
Но дофамин не только для удовольствия, он еще и для памяти нужен. Все, чем вы себя напугали и получили за это удовольствие, немедленно отсылается в резервуар долговременной памяти. Более того, если вам действительно было страшно… т.е так себя вы качественно пугаете, то ваша миндалина всей вашей страшной придумке дала ускорительного пинка и утоптала эту информацию в том же хранилище памяти.
Вот теперь представьте, человек, который в себе всякий негатив копит и пережевывает, буквально доверху свою память набивает отрицательными переживаниями, которые забыть не велит миндалина, расценивая их как жизненную информацию.
Это я к чему. Вот говоришь человеку, ты умный-талантливый-перспективный. А он, выпучив в возмущении глаза, говорит: «Да ладно! Я всегда был тупым-бесперспективным-бездарем. Что вы мне глупости говорите! Я ж себя лучше знаю!» И вот ведь спорить начнет, нет, мол, я хуже всех. И чувствуется, что человек не рисуется, не внимание привлекает. Это все, что он о себе знает, все это - чем у него память набита.
Но есть люди, которые себе зарабатывают на очень большую дофаминовую конфету. Т.е. когда они подумали привычно что-то плохое, они используют некую стратегию мышления, после чего их сильно и приятно отпускает. Эта стратегия своего рода уловка, которая на самом деле ни к чему продуктивному, кроме как к выбросу дофамина, не ведет.
Это мысли, которые:
- заставляют нас: чувствовать себя нужными, важными, правильными, когда мы заботимся, предостерегаем, работаем для других, исправляем и улучшаем окружающих;
- заставляют нас чувствовать себя хорошо, потому что мы «лучше чем». Т.е. концентрируют нас на том. какие мы хорошие и какие другие плохие;
- освобождают нас от ответственности за то, что мы не меняемся, не растем над собой, не боремся со своими дурными привычками, позволяем себе вести себя неподобающим образом (например, оскорбляем кого-то);
- дают нам ложное чувство близости, когда мы сплетничаем, сговариваемся против кого-то;
- дают нам возможность ныть и искать виноватых;
- держат в нас чувство обиды, гнева, разочарования, которые с готовностью рассматриваются со всех сторон, снова и снова, и не имеют никаких тенденций к затуханию или решению проблемы.
Более конкретные примеры таких мыслей и высказываний:
1. Придирки и жалобы («Он/она опять это сделала, ну когда это кончится»).
2. Обвинения.
3. Сплетни.
4. Блокировка связи («Я не должна ей говорить о том, что произошло, потому что она расстроится»).
5. Спасение других («Она не понимает, что это для нее лучше. Сначала мы сделаем одно, а потом другое).
6. Игра в жертву.
7. Оправдания («Я это делаю/не делаю, только из-за… Вот если бы было…, то безусловно я бы мог …, а пока этого нет).
Это так называемые «псевдо-хорошие мысли». Они действительно производят успокаивающее действие, но на самом деле не ведут к решению проблемы. В принципе, человек может ими пользоваться в однократном варианте (как первый шаг), когда после дофаминового вознаграждения он-таки сядет и подумает, что же делать по-настоящему с этой проблемой. Настоящей патологией они становятся, когда после ощущения облегчения человек перестает двигаться в сторону разрешения ситуации.
Например, ужасная ситуация - муж изменил с подругой. Что в голове у обманутой жены:
«Муж - козел, подруга - стерва»,
«я так никогда не сделаю, потому что я лучше»,
«дети не должны знать, потому что они этого не перенесут»,
«я оказалась жертвой, они оскорбили, обидели, надругались над моими чувствами»,
«всем расскажу, какой муж идиот, а бывшая подруга гадина».
В общем-то, хоть поток этих мыслей и не ведет к решению проблемы, как таковой, но он может дать временное успокоение, чтобы потом решить, что делать дальше. Хотя напомню, что к непродуктивности всего этого мыслепотока добавляется то, что он крепко впитывается в память. И тут самое главное не поддаться искушению продолжать и повторять все эти стратегии годами.
Более того, человек - он весьма творческое создание и начинает украшать свои мысли всякими дополнительными гаджетами. Например, генерализациями: «Все мужики - сволочи», «Меня всегда обманывают», «Подруга в доме - потенциальная совратительница мужа» и т.п.
Постепенно человек находит в негативных мыслях свой неиссякаемый поток дофамина. Все его существо уже направленно на поиск ситуаций, людей, которые позволили бы ему подпитаться. Интерпретирует события только в одном ключе. И хотя, по сути, можно было бы дофамин получать более простым путем, например, испытывать удовольствие от отношений, дружбы, любви, общения напрямую (т.е. люблю и мне хорошо), мозг уже протоптал именно эти извилистые и обходные дорожки к получению дофамина. И даже если приходится найти настоящую любовь и отношения, то мозг будет действовать именно через страхи, обиды, поиски подвоха, обвинения, подозрения и т.п. Привычка!
(А вот теперь представьте, какой нескончаемый источник дофамина для народа Путин. Как вы думаете, кто победит на выборах?)
Так что, чем больше вы предаетесь токсическому мышлению и псевдо-хорошим мыслям, тем больше укрепляете именно эти нейронные связи. Мозг в то время разрушает те связи, которые давали вам чувствовать себя хорошо более нормальным путем. Т.е. привычка токсического мышления отрезает вас от более позитивного восприятия мира.
Ну и вот, психогигиена… это как раз про то, что за тем, что у вас творится в голове надо следить. Приводить там все в порядок, отслеживать псевдохорошие и токсические мысли и многое другое. Не давать им укреплять свои связи. Через малое дело, если вы перестанете пользоваться этими стратегиями, мозг перестанет их укреплять, а потом совсем разберет на запчасти. Будет пользоваться более простыми и короткими.