Первые семь лет жизни ребенка, то есть его раннее и дошкольное детство - тот период, когда активнее всего развивается эмоциональная сфера.
Мы не будем подробно говорить о развитии эмоций младенца, т.к. это отдельный очень важный вопрос. Все мы знаем, что именно в первый год жизни происходит формирование привязанности малыша к опекающим его взрослым, формируется доверие к миру, ребенок испытывает и осознает свои первые эмоции, а также эмоции других членов семьи.
Постепенно мимолетные эмоции приобретают более глубокий характер, обогащается содержание эмоциональной сферы, формируется высшее проявление чувств - осознанная любовь к родителям и другим членам семьи.
При общении с людьми, ребенок постепенно учится понимать и их эмоции, возникает чувство сопереживания как живым людям, так и сказочным героям, и даже неодушевленным предметам. Посредством включенности в жизнь семьи и под влиянием детской литературы, ребенок начинает различать нравственно-этические категории добра и зла, красоты и уродства, правды и лжи и т.д.
В дошкольном возрасте возникают зачатки рефлексии (способности представить себя глазами других), развивается произвольность поведения. Дети постепенно учатся контролировать моторные реакции на сильные эмоции, то есть внешнее выражение становится более сдержанным. Также в этот период формируется так называемое эмоциональное предвосхищение, которое позволяет ему предвидеть реакцию других людей на его поступки.
Главной потребностью ребенка является потребность в эмоциональном благополучии - заботе, защите, ласке, любви и принятии. Физическое и интеллектуальное развитие ребенка, пребывающего в эмоциональном неблагополучии, затормаживается.
Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».
Итак, вот несколько важных для благополучного развития эмоциональной сферы моментов, на которые стоит обратить внимание родителям дошкольника:
1. Ребенку крайне важно ощущать любовь и принятие родителей для удовлетворения потребности в эмоциональном благополучии.
2. Именно в первые годы жизни ребенка у него формируется образ семьи, эталон семейных отношений.
3. Родителям следует разделять поступки ребенка и его эмоции. Поступок может считаться плохим, но эмоции - никогда. Запрет на негативные эмоции приносит огромный вред психике ребенка, поэтому так важно просто признать за ребенком право сердиться, огорчаться, обижаться и т.д.
4. Очень важно проговаривать словесно самые различные эмоции, которые испытывает сам ребенок и окружающие его люди.
5. Скрытые эмоции или страхи можно выявить при помощи рисунка или создания игровой ситуации.
6. В дошкольном возрасте дети очень сильно подвержены влиянию эмоций взрослых, поэтому так важно для родителей в первую очередь контролировать свое эмоциональное состояние.
7. Игра способствует развитию эмоциональной сферы.
8. Такие эмоции как любопытство, удивление, являются первым шагом к началу интеллектуального развития ребенка. Только при условии наличия познавательных эмоций возможна эффективная интеллектуальная деятельность ребенка.