Еще зимой, узнав о возможности пройти по льду Финского залива от Сестрорецкого курорта до форта Тотлебен,я загорелась идеей там побывать. Но, январь "накатил-налетел, бешеный как электричка" с сильными морозами и кучей неотложных дел, и так же быстро умчался в даль, оставив лишь воспоминание о зиме.Короче, поймать момент для безопасной прогулки не получилось. Но зато получилось пройти на кораблике весной. Форт Тотлебен очень интересный и, что важно, удобный для прогулок. А пятичасовой морской переход в обе стороны это само по себе прекрасное время жизни)
Выходим из Средней Невки под строящимся участком ЗСД и
путешествие начинается
У ракеты-скорость, но никакого удовольствия от волн и морских брызг)
Финский залив был поначалу суров и неприветлив. Почти все пассажиры пьют чай в каюте. Благо она большая и уютная.
Но... у КЗС нас ждал антициклон и солнце. Ура!
Северный фарватер
На горизонте-пункт назначения. Российской государство в 19 веке в плане щедрости на военные расходы мало чем отличалось от современного. 6,5 млн рублей золотом и гигантские технические и человеческие усилия были потрачены на возведение рукотворной полоски в море. Ширина около 50 метров, длина 700. 3 февраля 1897 года подводу ушел первый "ряж", а установка орудий началась лишь в 1909.
Готовимся к швартовке. Кранцы из старых шин.
После того, как остров был насыпан, прямо на форте построили завод по производству бетона. Почти все сохранившиеся постройки начала 20 века. Они имеют закругленные формы( плотники, возводившие опалубку были "рады" этому обстоятельству), для лучшей устойчивости при попадании снаряда.
Назначение некоторых отверстий осталось для меня загадкой)
Насколько я понимаю,вот эти круглые колодцы предназначались для прожекторов системы «Шуккерт» с диаметром зеркала 1,5 - 2 м. Толщина стен форта от 1,5 м до 1,8м.
Никаких орудий на форте не сохранилось. После снятия форта с военного учета в 1957 году, почти все металлические конструкции были демонтированы Вторчерметом с 1960 по 1963 год.
Если судить по прямым углам, то это постройка уже советских времен.
Вот и табличка с датой подтверждает эту догадку.
Несмотря на отсутствие нормального фонарика и небольшой запас времени, я все же немного прошлась внутри первого яруса. Когда-то проход был сквозным по всей длине, но не так давно его разделили кирпичной кладкой для безопасности посетителей.
Как пишет Википедия "В 1915 году на форте были шесть дизель-генераторов в 100
л.с., система опреснения и очистки воды, водопровод, канализация, хлебопекарня, баня, склады, ледник, аптека, казармы на 800 человек, церковь, синематограф, телеграф, телефонная станция с индикаторными кабелями, флигеля и отдельное здание для офицеров. Дальность стрельбы достигала 18 км."
Ну, в общем, я понимаю служивших на форте моряков, которые привозили сюда землю и сажали деревья и цветы. Иначе в этих бетонных бункерах не выжить.
На самом деле важные боевые задачи форт выполнял как раз в советское время. Во время Советско-Финской войны 1939-1940 гг поддерживал наступление войск на Карельском перешейке. Во время Великой Отечественной поддерживал огнём 23-ю армию, оборонявшую Сестрорецк.
Вид на гавань и паруса )
Кнехт производства фабрики Франца-Карловича Сан-Галли. Он делал всякие небольшие штуки из чугуна и, как выяснилось, по мимо всего прочего, является изобретателем чугунного радиатора отопления.
Возвращаемся домой.Любуемся парусниками. Пытаемся мирно разойтись с ними в створе фарватерных бакенов. Зеленый справа, красный слева)))
И такие плавсредсва тоже имеют место быть)
Это фото, конечно, дань традиции.посвящается фанатам "голубой стрелы")
Моторная яхта "Лагуна" благополучно пришвартовалась в яхт-клубе.