Обмен энергией с людьми и декомпенсация
Говоря о здоровье физического тела и его патологиях, мы отделяем в нашем сознании одного человека от других. Таким образом, процесс болезни как бы локализован в теле отдельного человека. И процессы компенсации или декомпенсации, также связаны с ним, его режимом, нагрузками, обменом веществ и так далее.
Трудно представить себе, что обмен веществ другого человека связан с вами, верно?
Другая картина, когда мы говорим о душевных состояниях. Тут уже мы понимаем, что не все процессы внутренние, многое зависит от общей атмосферы в микроколлективе, семье, в паре.
И душевный срыв (эмоциональная декомпенсация) легко может происходить в ответ на неблагополучие или психическую агрессию со стороны другого человека. Это очень наглядно и легко наблюдается в ощущениях.
Но то же самое происходит и на энергетическом уровне! Только он менее заметный, и воспринимается нетренированным человеком, как колебания настроения и самочувствия - т.е. комбинации душевного и физического тонуса. Тогда как они как и зависят от тонуса энергетического!
При этом у работающих вместе людей поля соприкасаются и пересекаются, идет взаимная настройка и обмен энергиями.
Если у кого-то выраженная нехватка ресурсов, окружающие могут неосознанно служить донорами этих видов энергий.
Конечно, не в равной мере: в первую очередь те, кто проявляет больше сочувствия, менее дистанцирован и закрыт для контактов. Вполне может быть отправной точкой для "хронической поддержки" ситуация "жилетки". Конечно, не во всех случаях, и не со всеми людьми.
Так вот, человек и с серьезными проблемами по физическому здоровью и энергетике, может компенсировать их за счет использования ресурса окружающих.
Особенно подвержены этому люди недостаточно зрелые, с высокой степенью идеализма и эмпатии, в большей степени женщины. Часто это происходит в кругу семьи.
Здесь как нельзя более кстати придется цитата медицинского светила о синдроме выгорания, со ссылкой на данные обследования врачей по методике Бойко:
"Большинство исследователей акцентируют внимание на фазах СЭС (синдрома эмоционального сгорания), которые рассматриваются с позиций стресса Селье.
I фаза - «напряжения». Полученные данные свидетельствуют, что наличие тревожного напряжения, которое служит предвестником и запускающим механизмом в формировании СЭС и сопровождается ощущением тревожности, снижением настроения, было выявлено у 50 % врачей-психотерапевтов. В качестве основных причин, провоцирующих развитие СЭС, у врачей-психотерапевтов могут быть отмечены прежде всего профессиональные факторы: это трудноизмеримое содержание работы, наличие психоэмоциональных перегрузок, отсутствие четких обязанностей, свойственные для работы психотерапевта. Наличие таких личностных факторов, как повышенная ответственность, высокая степень эмоциональной вовлеченности в проблемы пациентов, характерные для врачей-психотерапевтов, по-видимому, могут способствовать увеличению напряжения, как «запускающего» механизма формирования СЭС.
II фаза - «сопротивления». Действие этой фазы прослеживается с момента появления напряжения, как только человек начинает осознавать его наличие, он стремится избежать действия эмоциональных факторов с помощью полного или частичного ограничения эмоционального реагирования в ответ на конкретные психотравмирующие воздействия.
Ограничения диапазона и интенсивности включения эмоций в процессе профессионального общения отмечали 81,2 % врачей-психотерапевтов, причем 25 % из них отмечали сформировавшуюся фазу сопротивления, то есть близкую к тотальной редукции эмоций. Степень ограничения эмоционального реагирования значительно превышала имеющееся напряжение, что свидетельствует как о высокой степени психологической защиты, так и о наличии неадекватной «экономии эмоций», ограничении эмоциональной отдачи, упрощении и сокращении процесса общения между врачом-психотерапевтом и пациентом.
Одним из доминирующих симптомов этой фазы является симптом «неадекватного избирательного реагирования». Для таких лиц характерен профессиональный навык экономии эмоций, ограничение эмоциональной отдачи за счет выборочного, менее интенсивного реагирования в ходе рабочих контактов, что свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Второй доминирующий симптом «редукции профессиональных обязанностей» также достаточно выражен у врачей-психотерапевтов, то есть для них характерно использование в профессиональной деятельности упрощения процесса общения, стремление облегчить, сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
III фаза - «истощения». Характеризуется падением общего энергетического тонуса. Эмоциональная защита в форме СЭС становится неотъемлемым атрибутом личности. Наличие эмоционального истощения было отмечено у 18,7 % врачей-психотерапевтов, причем выраженная степень эмоционального истощения («эмоциональное сгорание») - у 6,2 % врачей-психотерапевтов. Доминирующих симптомов в этой фазе выявлено не было.
Для врачей-психотерапевтов характерно наличие высокого уровня эмоционального напряжения, но благодаря высокой способности к сопереживанию, сочувствию, а также использованию различных способов сопротивления, как методов психологической защиты, им удается избежать появления эмоционального истощения."
Соотношение симптомов в трех фазах «синдрома эмоционального сгорания» у врачей-психотерапевтов
Как вы видите, даже профессионально подготовленные врачи, с навыками саморефлексии, консультирования и оказания медицинской помощи, оказываются беззащитны перед выгоранием, вследствие самого процесса психотерапии, требования эмпатии, разделения переживаний, поддержки (не только эмоциональной, но и энергетической).
И если это врачи, которые сегодня видят пациента, а завтра попрощались с ним, то что говорить о близком круге, проблемы которого принимаются близко к сердцу?
Поэтому реальная проблема может быть у одного члена семьи, а нести груз будет другой. И до поры до времени, первый будет компенсирован и замечательно себя чувствовать... Как вариант.
Впрочем, некоторые люди вполне осознанно «присаживаются на уши» и «сливают свой негатив» собеседнице, после чего идут с заметным облегчением.
Это их практика компенсации и восполнения ресурсов. Причем интересно, что при попытке повернуть процесс в обратную сторону, они быстро закрываются и пресекают «исповедь про то, как все плохо».
С такими людьми - даже если вы их воспринимаете искренне и также искренне желаете помочь, стоит пару раз попробовать и посмотреть, будут ли они вас слушать в смоделированной вами сложной ситуации, или звонят только чтобы выговориться самим, а ваши проблемы их не беспокоят.
С точки зрения психологических классификаций, такой стиль поведения характерен для демонстративных нарциссических и шизоидных личностей, у которых в центре мира стоит свое Я, вокруг которого все вращается и другое их мало интересует. Хорошо описывает ситуацию и синдром «дерево и стекло», когда человек по отношению к другим «тупой, как дерево», а по отношению других к себе, «хрупкий, как стекло». Элемент стратегии сталкинга в отношении таких «друзей» позволит вам освободиться от эмоциональной зависимости от них, от тенет манипуляций, которыми вас умело опутали (а эти типажи мастера управлять людьми в своих интересах).
Поскольку наше сознание и намерение играет серьезную роль и для управления тонкими процессами, от высоких уровней до регуляции энергий тела, некоторые идеалистические позиции типа «пусть я отдам половину своей энергии матери, лишь бы она не болела!» действительно, может привести к возникновению устойчивого энергетического канала донорского типа.
Желание помочь вполне естественно, но также естественно и нежелание превращать помощь в ежедневную тяжкую ношу, которая делает жизнь невозможной. Если человеку нужна коляска, а вы посадили его на свою шею, и носите там, разве будет от этого кому-то хорошо?
Избыточная отдача своей энергии кому-то, лишает вас возможности должным образом реализовывать свой потенциал, сказывается на здоровье и личных отношениях (поскольку они построены на равноценном обмене энергией, а если вы ничего в них не даете?). Кроме того, как вы видели в таблице симптомов выгорания, для них характерно и дистанцирование, и эмоциональное оскудевание, и снижение эмпатии, желания и возможности радоваться и разделять чувства партнера.
Поэтому и профессиональная помощь, и на бытовом уровне, должна идти «от излишков», или, во всяком случае, не во вред вам самим, заставляя уже вас самих искать формы компенсации.