Как древние определяли, что такое карма?
Они называли ее совокупностью начатых и незавершенных человеком процессов, находящихся в разной степени зрелости.
Причем зрелость кармы определяется не по "запущенности" и количеству событий, а из созревания данного аспекта души человека.
Духовная зрелость :)
Хотя на первый взгляд, может показаться, что зреет некое дело, в котором человек участвует - нередко перевоплощаясь.
Таких процессов оказывается довольно много. Сколько?
А как раз столько, чтобы полностью вовлечь человека - его интерес, энергетику, жизненное время - то есть, все ресурсы.
Может, еще сколько-то - в кредит будущих жизней, а также под обеспечение ресурсов близких и родных.
Условно кармы делятся на "плохие" и "хорошие". Почему условно? Потому что плохие кармы заставляют человека страдать, а страдание приводит к пробуждению, к одухотворению. Человек начинает трудиться над собой и вырабатывает духовную силу. Нарабатывает благие кармы. Облегчает свою жизнь.
А хорошие кармы дают возможность расслабиться и плыть по течению, собирая положительные плоды своих вложений в прошлом. Человек перестает трудиться, теряет сострадание к тем, кто находится в менее комфортной ситуации. В нем прорастают негативные семена, приводящие к вовлечению в негативные процессы и накоплению дурной кармы.
Получается классическая схема Инь-Ян, в которой неспроста и не для красоты нарисованы центры противоположного цвета.
Идея как раз такая, что энергия, достигающая своей максимальной силы, разрушается и дает начало своей противоположности. Как в философском, так и в практическом плане.
В том числе и поэтому, древние философы и учителя направляли учеников на пресечение карм в целом, а не только плохой кармы в пользу хорошей. Так как это хоть и приносит благо в некоторой перспективе, но в глобальном смысле ничуть не улучшает положения человека: он продолжает кувыркаться в колесе Сансары, даже с еще большим размахом.
Но это так, лирическое отступление. Практически имеет значение то, что человек участвует в целом пучке процесов разного плана. Будучи вовлечен в них давно, имея предрасположенности к ним, или получив соответствующий воспитательный и образовательный импульс.
По факту рождения в стране, или по факту эмиграции. Долга перед родом и так далее.
Мотивы разные, довольно возвышенные - как те, которые побудили Арджуну организовать бойню среди родственников, ознаменовавшую начало Кали-Юги.
Или война за благое дело между республиканцами и сторонниками Цезаря, после которой население Италии сократилось аж вдвое (на миллион), и после которой Рим уже не смог оправиться и удержать свою государственность.
Тоже за правое дело поднимались, за идеалы. Кто-то из долга, кто-то за деньги. Результат процесса налицо, как говорится. Хотя побуждения к участию разные.
Процессы, в которые человек вовлечен, имеют разный масштаб и регистр. Личные, родовые, духовной традиции, сообществ, в которые она или она входили и которые в том или ином виде возобновляются в новых обстоятельствах.
Их издревле сравнивали с нитями, из которых ткется полотно человеческой жизни богинями Судьбы.
Чем больше разнообразныхх процессов, в которые вовлечен человек, тем больше он разбрасывается, да и меньшую долю на каждый может внести.
С другой стороны, его участие в них опирается на желания, эмоции, симпатии и антипатии, побуждения и так далее. Разнобразные жизненные мотивации.
Отказываясь от второстепенного, например, сводя на нет негативные кармы на основе антипатий, человек высвобождает пространство, время и энергию. Которые может занять что-то другое.
Впустить в свою жизнь новое - как раз про это. Только жизнь не резиновая, хоть и кажется, что предоставлена полная свобода. Ресурсы по факту расписаны по процессам. По нитям судьбы, если угодно.
Если же смотреть на жизнь человека как на совокупность процессов, в срезе сегодняшнего дня, может создаться обманчивое впечатление случайности происходящего. Тем более, если оно неприятно.
Очень часто срабатывает защитный механизм психики в виде игнорирования серьезности и негативности какого-то фактора. И это именно защита, иначе человек еще в детстве мог сломаться, будучи поставлен лицом к лицу с неразрешимой ситуацией - например, насилия со стороны взрослых, невыносимых условий и так далее.
Происходит адаптация, подстройка, чтобы постоянное осознание и переживание ситуации как травмирующей не наносило больше вреда, чем сама ситуация.
Поэтому потом, много позже, во взрослом состоянии, умный взрослый человек сталкивается с проблемой и не видит ее причины. Хотя она настолько очевидна, что удивительно, как такое можно игнорировать, почему такое большое "слепое пятно" в осознании. А это, может, единственная возможность была ограничить очаг поражения, изолировав связанные с ним эмоции и осмысление.
Такая "слепая область" часто проявляется сферой жизни или ее аспектами, находящимися вне контроля человека, несущими на себе отпечаток той, вынесенной из детства (или из прошлых жизней) дисфункциональности.
Однако это "пятно", дефект или негативный процесс, беря чуть шире, проявляются не только внутренними неувязками и слабостями, проекциями на работу органов или энергетику. Но и обстоятельствами, персоналиями, стечением обстоятельств. Все это конгруэнтно сочетается и представляет собой единый комплекс. С которым можно и нужно работать.
И конечно, осознанный подход к проблеме как к части процесса, имеющего свои стадии развития в прошлом и закономерности, свои ситуации, в которых он воплощается в жизни человека, дает бОльшие преимущества в результативности.
Линия состоит из множества точек, процесс - из дней, лет, жизней и обстоятельств-проявлений в этих проекциях.
Можно ли помочь человеку, занимаясь его здоровьем, обстоятельствами, психотерапией - то есть, улучшая прохождение в конкретном процессе в текущий момент? Да, несмотря на инерцию и содержание данной жизненной нити, коррекция ее событийного потока приводит к оздоровлению ее содержимого, проработке сознанием, нахождении лучших вариантов - что касается внутреннего отношения. Что не менее важно, можно убрать уже полученные дефекты и минусы, исправить сложившиеся ситуации, ослабить "негативных аватар" этого процесса из окружения и последствия их вмешательств...
Вроде бы, симптоматическая работа? Однако она дает благоприятный эффект, оказывающий достаточно масштабное влияние. Что позволяет пройти ситуации без срывов и с минимальными потерями, а осознание причин - закрыть тему в принципе. Прервав цикл негативных (и позитивных!) реакций на старый раздражитель или побудитель. Направить энергию в более сущностные процессы, в том числе и социального плана.
Или воспользоваться пространством и ресурсами для духовного развития.
Выбор за вами.
Кроме того, существует постоянное ветвление вариантов - пусть большинство из них и вторичны. Совершая последовательный выбор и поддерживая свои решения ресурсами, исцеленный в широком смысле, человек действительно может изменить свою жизнь, выйдя за пределы ограничений прошлого!.