(no subject)

Oct 12, 2009 15:02





Эрнесто Гевара говорил, что в основе всякой революции лежит любовь. Он, конечно, знал предмет не понаслышке, да и, вообще, кто мы такие, чтобы не верить самому Че.

Однако, в основе революций, которые сотрясают, время от времени киноиндустрию, лежит что-то другое. Иногда случай. Иногда чей-то экспериментаторский зуд. Но чаще все-таки деньги.

Как бы то ни было, мы попытались припомнить явления, открытия и людей, которые революционно меняли кинематографическую картину мира.



Разумеется, наибольшее количество кинематографических революций, мятежей и путчей происходит в области технологий. Само собой, большинство из них даже не бархатные, а плюшевые - многое из того, что преподносится, как очередной технологический шаг к новому мировому порядку, на поверку оказывается пшиком.

Речь не о естественном развитии высоких технологий (всяких там CGI, FMV и прочих 3D), позволяющих исполнять старые трюки на новом уровне. Речь об инновациях, чье предназначение - перевернуть привычные устои с ног на голову.

Вспомните, к примеру, какой истерией сопровождалась премьера анимационной поделки Final Fantasy, где (впервые в истории) орудовали цельноцифровые компьютерные персонажи. В прессе трубили о том, что это - начало новой эры, что живым актерам самое время осваивать смежные профессии, сам Том Хэнкс делал на этот счет какие-то панические заявления.

Не помните? То-то и оно. Final Fantasy канула в никуда. Эндрю Никкол снял актуальный (в 2002-м) фикшн про цифровую актрису S1m0ne (который тоже сразу забыли). Тома Хэнкса до сих пор никто не видел на бирже труда.

Кое-кто считает, что последней революцией в области технологий стало появление цифровой камеры. Что стало, с одной стороны, благом, так как удешевило производство и снизило порог вхождения в бизнес для талантливой молодой шпаны. А, с другой - проклятием, так как вместе с талантливой молодой шпаной пришло много просто шпаны - особенно на волне, поднятой Догмой.

Впрочем, что-то подобное происходило в шестидесятые годы. Едва ли французская Новая волна выросла бы исключительно из отвращения к буржуазному «папиному«» кино. Ей помогло и то,
что появились новые модели кинокамер - легкие, неприхотливые, которые можно было таскать на плече.

Похоже, время технореволюций в кино прошло, когда были сняты первые звуковые фильмы - «Дон Жуан» (1926), «Певец джаза» (1927). Или «Беки Шарп» (1935) - первый цветной фильм, где цвета выглядели настоящими. Ну, или, когда кто-то заметил, что клюквенный сироп имитирует кровь достовернее кетчупа.



Первым полноценным фантастическим блокбастером историки считают «Путешествие на Луну» (реж. Жорж Мельес, 1902 г.). Вы знаете, о чем речь, если видели клип Smashing Pumpkins «Tonight, Tonight», в котором «Путешествие на Луну» беззастенчиво цитируется.

На Мельеса ходили толпами, его имя мусолили в газетах. То, на что сейчас благополучно кладет Майкл Бэй, ему предъявляли еще в начале прошлого века. Именно с этих пор коммерческий кинематограф снобы разносят на кусочки за низпоколонство перед массовым зрителем, потакание его слабостям, дешевую сенсационность в погоне за длинным долларом.

Но главными реформаторами кинобизнеса принято считать Спилберга и Лукаса. Спилберг со своими «Челюстями» (первым фильмом в истории, который собрал в прокате больше 100 миллионов) ввел в обиход понятие «летнего фильма». Лукасу и вовсе приписывают все смертные грехи - с его «Звездных войн» в Голливуде будто бы началась эпоха тотального продюсирования и студийной диктатуры.



Если есть в киноиндустрии люди, зарабатывающие революционно большие деньги, должны там быть и те, кто революционно большие деньги проматывает - законов равновесия никто не отменял.

Один из пионеров мотовства - несомненно Фриц Ланг. Не просто великий немецкий режиссер, которого вспоминают первым, когда произносят слово «экспрессионизм». Не просто один из тех, кто в тридцатых годах сменил Берлин на Лос-Анджелес и оформил американский «нуар» в самостоятельный жанр. Ланг - чуть ли не первый постановщик, который своим крупнобюджетным фильмом едва не утопил киностудию.

Да-да, такое случалось и до «Острова головорезов», который пошел ко дну вместе с компанией Carolco Pictures. Еще в 1927-м году "Метрополис" Фрица Ланга загнал немецкую студию UFO в страшные
долги, от которых она так и не оправилась.



Едва ли кто-то назовет вам точную дату, когда в кинотеатрах начали продавать попкорн. Вряд ли кому-то известно имя владельца кинотеатра, который первым догадался пустить внутрь уличного торговца за долю от прибыли.

Никто не скажет вам, когда именно «воздушная кукуруза» стала полноправным участником кинопроцесса. Но попкорновая революция свершилась и не в отдельно взятой стране - это вам не какой-нибудь локальный путч вроде CGI.



Д. В. Гриффита - одного из основателей United Artists, человека, которого считал своим учителем Чарли Чаплин, - называли революционером еще до того, как он снял фильм «Рождение нации». Гриффит снимал и монтировал свои фильмы новаторскими по меркам начала 20 века способами.

Но «Рождение нации» (1915 г.) стало особой вехой в его фильмографии. Лента с мощным расовым подтекстом спровоцировала изрядную шумиху и общественный интерес. Но денег, по мнению Гриффита, собрала недостаточно. И Д. В. Гриффит снял «Закат нации» - первый в истории кино сиквел.



Первым случаем product placement в кино считается скрытая реклама бензина компании Red Crown в комедии Фэтти Арбакла «Гараж» (1919 г.). В «Крыльях» (1927 г.) - первом фильме, удостоенном «Оскара», ненавязчиво рекламировался шоколад Hershey’s.

Подумать только. В те наивные революционные времена словосочетание «скрытая реклама» еще не было оксюмороном.



Революцию в дистрибьюции произвел Фрэнсис Форд Коппола своим «Крестным отцом». Вернее сказать, имея на руках такой лакомый кусок как «Крестный отец», революцию произвела компания Paramount.

До этого момента фильмы начинали прокатываться только в крупных центрах, а потом долго ехали по стране, забираясь в глубинку. С «Крестного отца» начался широкий прокат как мы его знаем - когда фильм выходит 2000-3000 экранов.



Одним из самых видных новаторов в области графического дизайна по праву считается Сол Басс. Афиши и постеры, которые он делал для фильмов Хичкока, Скорсезе и Кубрика, обрели со временем культовый статус.

Но, что особенно важно, с легкой руки Басса в отдельный жанр современного визуального искусства превратились титры.



Скорее всего, Дэниел Майрик и Эдуардо Санчес не помышляли ни о каких революциях. Однако, одной «Ведьмой Блэйр» они наследили в истории заметнее, чем иным профессиональным революционерам удается за все карьеру.

Во-первых, у этого фильма была беспрецедентная рекламная кампания - недорогая и убийственно эффективная. Во-вторых, он спровоцировал новый всплеск моды на мокьюментари (особенно на внедрения псевдодокументалистики в хоррор).

И, в-третьих, «Ведьма Блэйр» сыграла не последнюю роль в том, что «кинематограф звезд» потеснил «кинематограф хай-концептов». В 99-м, когда эта удивительная лента вышла в прокат, известные фамилии на афишах были гарантией сборов. И люди из а-листа не стеснялись просить по 20 миллионов за роль.

С появлением «Ведьмы» стало понятно, что прокатным шлягером может стать и фильм без звезд - такой как, например, «Монстро» или «Девятый округ».



В 1933-м житель Кэмдена Ричард М. Холлингсхэд запатентовал свое изобретение - кинотеатр под открытым небом, позволяющий смотреть фильм, не выходя из автомобиля.

В 50-е популярность драйв-инов в США достигла пика - в стране функционировало около 4.000 открытых кинотеатров. На первый взгляд, если это и революция, то исключительно количественная - в те годы никто не предполагал, что с появлением драйв-инов как-то изменится облик киноиндустрии. Но только на первый взгляд.

Со временем, открытые кинотеатры, изначально рассчитанные на семейные пары с детьми, стали пользоваться популярностью у тинейджеров, которым, говоря простым языком, негде было обжиматься. Возникла острая необходимость радикально изменить репертуар. В стране резко возрос спрос на дешевое эксплуатационное кино.

4.000 экранов ждало маньяков с бензопилами и пришельцев с бластерами. 4.000 экранов простаивало в ожидании красоток, отбивающихся бюстгальтерами от живых мертвецов, и мутантов, в совершенстве владеющих приемами из восточных единоборств. Благодаря драйв-инам трэш-кино расцвело диковинно буйным цветом и стало для многих важнейшим из искусств.



Разговор о кинореволюционерах был бы неполным без упоминания о Рассе Майере. Страстный любитель сильных женских характеров, он произвел в 60-е настоящую революцию в жизни патриархальной Америки - никогда еще женщины так не доминировали на экране.

Его актрисы (Тур Сатана, Уши Дигард, Эрика Гэвин) придали новый смысл строчке «В царство свободы дорогу / Грудью проложим себе» - строчке, напомним, из революционного гимна.



Ну, и раз уж мы заговорили о Рассе Майере. Было бы непростительным бесстыдством утверждать, что роль женщины в кинематографических революциях сводится к демонстрации сисек. Как будто женщинам нечем больше блеснуть с экранов.

Первым непорнографическим фильмом со сценами full nudity считается «Вдохновение» (реж. Джордж Фостер Плат, 1915 г.). И кто осмелится усомниться в том, что сыгравшая в нем актриса Одри Мансон, уступит в отваге Че Геваре?

Источник

кино

Previous post Next post
Up