Подводный камень капитализма

Feb 05, 2020 16:14

Макаренко в своих рассуждениях о ведении бизнеса в России некоторые темы затрагивает лишь наполовину, не давая им развития. Как собственно это и произошло в этот раз. Ссылка на тему. Собственно основные тезисы:

При капитализме производительность труда всё время повышается, и это сильно фрустрирует тех, кто думает, будто можно «найти тему» и стричь с неё проценты десятилетиями.

эпоха средневековых гильдий осталась в прошлом, и потому «стахановская» работа очень быстро становится нормой

И самое интересное:
Как правило, человек не может работать в 100 раз быстрее среднего. А вот работать в 100 раз медленнее может вполне

Дело не в том, чтобы кого-то поймать на логических противоречиях, дело в том мы все в этом противоречии сейчас и живём, стараясь не заглядывать за горизонт. Капитализм, построенный на озвученных выше цитатах - это модель с положительной обратной связью, которая с завидным постоянством идёт вразнос каждые 20-30 лет, а теперь, судя по всему сорвался в перманентный кризис. Причины уже озвучены выше - нельзя постоянно иметь стабильный рост экономики, если, как в Советском Союзе, то что было разовым подвигом, моментально становилось общепринятой нормой, по принципу - смог один, смогут и все. Но в социалистическом обществе стахановцу могли просто объяснить, что он накосячил, при капитализме этого сделать уже не получится. Причём в погоне за клиентом временно (ну на самом деле - навсегда). отвергаются абсолютно все принципы конкурентной гонки. Клиента надо заманить любым способом, обманом, низкой ценой (за ужасное качество). какими-то бонусами, откровенной ложью в рекламе. Может быть конечно в середине прошлого века здоровая конкуренция действительно помогала конечному потребителю получить наилучший продукт за минимальные деньги, во времена когда людей на планете было в разы меньше чем сейчас. Причём основные недостатки капитализма в последние годы проступили наиболее отчётливо. Ну разумеется их нельзя считать недостатками самой системы, таковыми они становятся лишь при умножении на человеческий фактор.
1. Человек действительно не может работать в сто раз быстрее. Глобальные предприятия-монополисты могут себе позволить не увеличивать темп работы, уже хотя бы потому что они плотно аффилированы с государством и их краха никто не допустит. Но для среднего и мелкого бизнеса всё более возрастающий темп бега, уже просто для того, чтобы остаться на месте - прямой путь к стагнации и разорению.
2. Поскольку мелкий и средний бизнес в подавляющем большинстве случаев не может претендовать на право монополии, плюс это толком не регулируется, то в нынешних условиях это приводит вовсе не к получению качественных товаров за смешные деньги (такой момент действительно был, но он уже успешно пройден), а к получению запредельного говна за средний ценник. Таков результат рыночной конкуренции в современных условиях. Надрываться сильнее чем конкуренты в настоящий момент уже не имеет смысла - маржа просто станет отрицательной, уж слишком много людей на планете и все так или иначе встроены в эту пищевую цепь. А отвратительное качество получается уже автоматически, безо всякого умысла. Во первых потребитель скорее всего даже и не поймет отличия от конкурентов, а когда сообразит, те, кто предоставляли качественные услуги успеют трижды разориться. Где-то по интернету гуляет картинка, из чего складывается стоимость одной чашки кофе в местах общепита - вот она даёт вполне наглядное представление. Вполне естественно желание соптимизировать эту пищевую цепь, выкидывая лишние звенья. Но чаще всего это невозможно. Поэтому приходится экономить на чём-то еще. В первую очередь на качестве.
3. Скажу пару слов о средневековых гильдиях. Фактически это были группы-монополисты с правом осуществления тех или иных услуг\продажи товаров. Т.е. сперва ты прилагаешь все усилия, чтобы попасть в гильдию и потом можешь "стричь купоны десятилетиями", но при этом не имеешь права косячить - за косяки тебя исключат из гильдии. Кое-где подобная система сохраняется до сих пор, ну например среди мастеров и создателей наручных часов, которые стоят как яхта Абрамовича и обладают удивительным свойством исчезать с фотографий. Внимательный читатель без труда и сам вспомнит несколько аналогичных примеров.
4. И вот у нас получается замкнутый круг, для того чтобы заработать столько же, сколько вчера, надо приложить вдвое больше усилий. И не потому что так захотел потребитель. А просто в твою тему, которую ты прорабатывал десяток лет, пришли ушлые ребята с кредитом и завалили всё рекламой. У них не будет цели составить честную конкуренцию, им надо во первых отдавать кредит, а во вторых срубить лёгких денег и загадить поляну. Поляна гадится неосознанно, но в итоге проигрывают все. Но это повторюсь, характерно лишь для мелкого и среднего бизнеса, в глобальном, там совершенно другие правила работают. Впрочем, когда случается очередной кризис, прилетает обычно всем.
Возврат к регулировкам на государственном уровне в данном случае ничего решит, просто вызовет очередной всплеск коррупции. Конечно в развитых странах это как-то пытаются разрулить, по принципу, знаешь в нашем маленьком городе уже пять парикмахерских и шестая нам не требуется, но навряд ли это применимо к нашей стране, например. Да и не только к нашей. К тому же регулировка, как действие, потребует от государства дополнительных расходов, которые возложат, вы уже догадались на кого.

И поговорим про самое интересное, наконец. Вот это вот непрерывное улучшение качества услуг, рост экономики и все прочие блага, обычно приписываемые капитализму, суть банальная подмена понятий. В первую очередь всё это было обусловлено ростом технического прогресса, который сами предприниматели с удовольствием и продвигали. И если в прошлом веке это было сделать не особенно сложно, фактически механизировать производство при помощи говна и палок и таким образом ненадолго обставить конкурентов, то сейчас это полностью потеряло смысл. Но тенденции роста по традиции ожидаются прежние. В последние годы вообще сформировалась идеальная модель, основанная на простых человеческих желаниях, например "не работать на дядю". Каждый начинающий "бизнесмен" сперва должен заплатить за курсы, на которых его научат быть успешным. Потом он должен приобрести оборудование для бизнеса. Потом он должен найти помещение и заплатить за аренду и опционально сделать ремонт в этом помещении. Потом он должен дать рекламу, наконец он должен в среднем по рынку быть не сильно хуже других. И еще полгода ожидать, пока клиенты наконец образуют хоть какой-то поток.
И вот тогда, может быть, ему в этой цепочке тоже перепадёт какая-то денежка. Вот такой вот капитализм.

Маркетинг, Актуальное, Общество

Previous post Next post
Up