Apr 02, 2022 09:07
Не так давно писал об алекситимии. Напомню, что алекситимия это неспособность замечать, описывать и выражать свои эмоции и чувства. Наиболее неприятными следствиями алекситимии являются во первых психосоматические расстройства (т.е любой эмоциональный стресс немедленно вызывает серьезное обострение соматических болезней) и во вторых импульсивное поведение (необъяснимые и неожиданные для самого индивида поступки и реакции, о которых он потом сожалеет).
Проработка алекситимии это во многом процесс обучения. Он состоит из трех этапов:
1) Обучение, а затем тренировка способности замечать эмоции и чувства в тот момент, когда они возникают.
2) Обучение и тренировка навыка описывать словами сами чувства, их телесное проявление, ситуации в которых они возникают, мысли с которыми они связанны, действия к которым они побуждают и потребности, которые в этих чувствах проявляются.
3) Обучение и тренировка навыка выражать свои и принимать чувства других, адекватно ситуации и отношениям, в которых они возникли.
Каждый этап состоит из шагов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП.
Способность замечать свои чувства сложный навык.
Первый шаг.
Первый шаг - умение замечать небольшие различия телесных ощущений, а не только экстремальные реакции и яркие симптомы.
Роль терапевта тут в том, чтобы замечать небольшие телесные реакции клиента и обращать его внимание на ощущения его тела с помощью вопросов, наблюдений, напоминаний несмотря на возникающие поначалу трудности в виде "не знаю", "нормально", "ничего", "а что я должен чувствовать?"
Так же важны подсказки терапевта о различении чувств и мыслей, ощущений и мыслей, чувств и действий.
Второй шаг.
Второй шаг - замечать что некоторые ощущения возникают одновременно и в ответ на какие-то внешние ситуации, события и поступки людей, а иногда даже в ответ на свои мысли.
Роль терапевта тут в том, чтобы обращать внимание на связь внутренних телесных реакций и того, что происходит. Делает терапевт это через вопросы- наблюдения, например: "Что происходит у вас внутри в ответ на мои слова (или когда вы это говорите)?" Так же терапевт предлагает некоторые упражнения и эксперименты, например обращать внимание к телу и замечать, какие ощущения откликаются на, то что происходит во вне. Второго шага мало, так как например сердцебиение может быть частью как страха, так и радости или симпатии.
Третий шаг - собрать все детали вместе ситуацию, реакцию тела и побуждение и подобрать подходящие слова.
Роль терапевта тут в том, чтобы пользуясь своим эмпатическим откликом предлагать подходящие описания, а так же иногда задавать вопросы о том, что клиент чувствует, чтобы он использовал уже имеющийся опыт.
Минимальный список:
Страх
Печаль
Радость
Гнев
Удовольствие
Удивление
Отвращение
Стыд
Вина
Обида
Уважение
Зависть
Благодарность
Ревность
Симпатия
Гордость
Разочарование
Жалость
Отчаяние
Нежность
Надежда