Предстояние (Утомленные солнцем-2)

Jun 04, 2010 21:25


Никита Михалков, конечно, актер очень хороший, да и режиссер тоже очень даже, но под старость явно его потянуло совсем не в ту сторону: принялся заниматься образованием иностранцев по вопросам, которые у них явно вызывают сильное и стойкое недопонимание - русская душа, русское дворянство, теперь вот русская великая отечественная война. Правда, для повествования о войне на трепанацию был выбран один из самых неплохих, на мой взгляд, фильмов Михалкова. Вполне возможно, что зря.

Для начала, как обычно, о сюжете - в центре его стоит совершенно не Михалков в роли бывшего комдива Котова, как можно было бы подумать. Главная роль в фильме отдана Войне - да-да, той самой великой войне, в которой сражались наши деды и которую сейчас пафосно празднуют. Война, действительно, показана очень неплохо - столько говна только там и возможно… здесь и предательство, и малодушие, и страх перед начальниками, и следы сталинских репрессий, и еще куча человеческих недостатков, которые враз вылезли наружу. Отсюда и дробность повествования, словно пунктиром: я прошел примерно вот тут, а ты прошла вон там, а между нами миллионы потерявшихся человеческих жизней. Война показана именно в том виде, в котором она предстала перед нашими предками, отчего, кстати, нельзя не почувствовать уважение перед ними, это главное. И да, фильм не для них - он даже не для наших родителей, потому что они рассказы дедов и бабок с войны слышали своими ушами. Этот фильм для нас и наших детей - чтобы понимать, что война немного отличается от американской компьютерной игрушки, где Гордон Фримен  в одиночку в спецкостюме мочит гадов и спецназ. Его документалистичный вид нужен просто чтобы показать все ужасы той войны… я лично всегда понимал, что она если и не точно такая (я своими глазами не видел, слава богу), но где-то рядом.

Весь фильм и состоит из таких вот разноцветных лоскутков - которые, если разглядывать их по отдельности, смотрятся очень неплохо. Зато, если попытаться это лоскутное одеяло развернуть, канва его рвется, а фактическое отсутствие конца все равно что это одеяло застряло под упавшей на бок тяжелой кроватью, из-под которой его попросту не вытащить. Одело тоже, в общем, немолодое - с дырками и зашитое не очень аккуратно. Судьбы героев, как уже сказал, показаны лишь какими-то значимыми эпизодами, а что остается между ними, как-то бесследно утерялось, будто бы письма с фронта, которые кто-то старательно редактировал.

Более или менее целостно проработан только характер самого Котова (ну конечно, стал бы Михалков свою-то роль резать!): в самом начале он предстает совершенно не тем бывшим комдивом, а абсолютно сломанным кэгэбэшной машиной человеком, не боящимся разве что порывов ветра… даже странно, что в такой голове вдруг просыпается командирский талант, как-то слишком глубоко он запрятался. Я уже не говорю о том, что для фильма всех основных героев пришлось воскресить - и репресированных комдива с женой, и Митю после суицида (кстати, только я заметил, что Миронов из командира танкового батальона становится командиром штрафбата?). Путь Котова впоследствии и становится основной линией фильма, которую старательно рассказывает немного переигрывающий Маковецкий и терпеливо слушает абсолютно плоско играющий Меньшиков. Дапкунайте то ли постарела сильно, то ли принципиально не захотела играть в этом странном действе - кстати, очень правильно сделала, потому как в фильме Михалков практически в роли бога, а вот остальные серее, чем мыши.

Как во всех михалковских фильмах, добрая половина его семьи здесь тоже снимается, причем, играет далеко от шедеврального уровня. Из тех, кто понравился, по пальцам можно перечислить некоторые эпизоды самого  Маковецкого, Михалкова, второплановых немцев, Миронова, Гафта, Адабашьяна, танкиста-мальчишку и даже капитана кремлевских курсантов.

В плане постановки фильм имеет несколько явных багов, которые монтажеры могли и сгладить. Идея постановки фильма как лоскутного одеяла тоже, в принципе, плодотворна, но только когда между ними прослеживается общая нить, а тут ее почти и не видно. В общем, фильм не для серьезного  просмотра, а для оболваненного похода в кино на кровь посмотреть и понять, что такое война вообще.

сюжет 4 актеры 3.5 постановка 3 смотреть? с осторожностью Взято с Кино.Фокусов.

меньшиков, cinema, михалков

Previous post Next post
Up