Я не просто так вспомнил пару стихотворений Михаила Ножкина (
Дело было вечером... и
Песня про начальников). Видимо, так работает ассоциативная память. Когда много думаешь о работе, о взаимоотношениях в рабочем коллективе, о графике работы, об оплате труда, то признак того, что не всё устраивает. А когда такие вопросы не беспокоят, то думаешь лишь о решении творческих задач.
продолжение с картинками
Как-то, в момент сильного отчаяния, я написал письмо одному начальнику. И когда прошло некоторое время, меня вызвал к себе заместитель начальника и спросил: "А почему ты решил написать письмо главному?" Я сначала растерялся и не смог быстро объяснить. Для меня это решение было весьма естественным. Я просто понимал, что другим способом вопрос не решается. Липкая иерархическая система не пропустила бы мои вопросы к большому начальнику. А на низовом уровне никто не сможет решить мои проблемы. Мне просто скажут "Если не устраивает, то увольняйся!" Потому, что все промежуточные звенья в иерархической цепи отрабатывают свой хлеб и доказывают свою значимость, показывают беспредельную лояльность по отношению к высшему начальству. И не склонны пропускать наверх никаких тревожных сигналов. Ведь недовольство ситуацией на рабочем месте - показатель работы мелкого начальника, который чего-то не обеспечил, не оправдал доверия высшего начальства. Хотя всё это - мнимая картина. Очень искусственная ситуация. Поэтому, я, как любитель всего натурального, миновал бодание иерархических барьеров и все свои соображения выписал в письме большому начальнику.
Кто-то подумает, что это неосмотрительный шаг, безрассудство и самонадеяность. Может быть. Хотя я считаю такую оценку отражением устарелого типа мышления. Ведь о новых организационных моделях я читал в газете "Computerworld Россия" ещё в 2000 году.
Да и начальнику я писал не в плане "Работы дайте поменьше, а зарплаты побольше!" Я ж писал о технологиях. О том, что более совершенные технологии полезны всем звеньям - и низовым, и верхним. Наверное, наблюдатели заинтересуются, чьим агентом я являюсь. Ради чего тормошу начальство? Ради своей выгоды или делаю это в интересах каких-то третьих лиц? Не угадаете. Я просто люблю технологии. Наверное, я - технократ. Отчасти. Не думаю, что бездушные машины заменят людей во всём. Но рутинными задачами нужно нагружать и нагружать машины. Перекладывать рутину с человечьих плеч на машинные. А если машина не настроена, то настраивать и настраивать. Чтобы машина была мощным помощником человека, а не наоборот.
Я не против ручного труда. Но там, где производятся штучные предметы, уникальные. А в штампующем конвейерном производстве людей не должно быть. Должны быть только пусковики-настройщики, приходящие по вызову.
И раз я вспомнил об агентах, то ещё несколько слов скажу о менеджерах. У меня был удивительный опыт работы в коммерческой компании "Интекс". Это было ещё в 1998 году, когда мобильные телефоны были редкостью. Тогда ещё вовсю пользовались факсами, а для связи с автомобилями высоко, на крыше офисного здания, устанавливали антенну мощной радиостанции, которая своим сигналом накрывала полгорода. В Интексе была удивительная организация труда. Весьма передовая по меркам того времени. Основной рабочей единицей в компании был менеджер. И основным мерилом работы менеджера была прибыль, которую он приносит компании. В Интексе не нужно было никого заставлять работать. Неэффективных менеджеров просто увольняли. И трудно было представить, что можно за оклад посадить какого-то менеджера на высоко-технологичное рабочее место, где бы он только подписывал поздравительные открытки партнёрам по какому-нибудь праздничному поводу. Сам менеджер был носителем и сосредоточием технологий. Не нужно его призывать к сознательности, заставлять что-то делать. Перед устройством на работу всем сотрудникам лишь давали читать не очень большую папку с документами. Туда были включены приказы, правила, выписка из хартии, требования, нормы и другие элементы регламентирующие поведение сотрудника внутри компании.
Вот, например, оставшийся у меня на память документик из той папки.
За несколько месяцев работы в Интексе я так привык к правилам компании, что трудно от них отвыкать до сих пор.
Например, на моей нынешней работе центр тяжести технологий смещён от персонала к оборудованию. И на сотрудниках лежит совсем другая ответственность, нежели в коммерческой организации 1990-х годов. И 17 пунктов списка запретных фраз Интекса на моей новой работе трансформировались в один единственный запрет. Нельзя говорить "Я не могу." (или "Вы не можете.") А почему? Птому, что все всё могут. Есть мощнейшие технологии. Есть многовариантные решения. Правда, есть одна оговорка. Если что-то не получается сейчас, то необходимо повторить попытку позже. Должно получиться чуть позже, так как специалисты работают над решением этого вопроса. И главнейшей задачей на нынешней работе является поиск способов уменьшения временного лага. Чтобы было не когда-нибудь, а мгновенно. Ну, если не быть идеалистами, то не мгновенно, а очень быстро.