Болгарская ересь и молоканство-духоборчество

Oct 06, 2011 10:01


(продолжение разговора о молоканах и духоборах)

Хотя Конституция России однозначно говорит о светскости государства, в реальности этого нет. Постоянно можно видеть, какие знаки внимания чиновники всех уровней оказывают духовенству. Среди привечаемых религий наибольшим вниманием и заботой в России окружено православие. Следом за православными идут мусульмане, иудеи, буддисты. Адепты прочих верований низведены до статуса еретиков и сектантов. Ну, что уж тут поделать, если живём в такие времена. Тем ценнее оказываются открытия, которые я совершаю, блуждая в поисках истории своего рода. Как я уже говорил, по отцу мои предки являются выходцами из мест, где компактно проживали молокане и духоборы (духоборцы). Пишу я так потому, что не могу пока утверждать, что и мои предки исповедовали такую религию. Я продолжаю попытки разобраться в истории.

Недавно я обнаружил интересный источник. РОССИЯ НА ПОРОГАХ. Основные идейные конфронтации в течениях русской религиозно-философской и политической мысли XI - нач. XX в.  МОНОГРАФИЯ. Санкт-Петербург. 1999. Автор: Ивахненко Е.Н.

Приведу отрывки, которые мне показались логически связанными с историей молокан и духоборов России.

отрывки из монографии

Учение александрийского священника Ария проникло на Русь вместе с кирилло-мефодиевской традицией. Согласно ему, Сыном Божьим Христос является не по рождению, а по "избранию". Такая трактовка открывала путь к обожествлению всякого человека, отличающегося строгостью в выполнении предписаний веры. С другой стороны, она нацеливала рассматривать обрядовость в качестве главного средства уподобления Христу.

С арианскими воззрениями тесно смыкалось богомильство, пришедшие на Русь вместе с первыми болгарскими богослужебными книгами. У истоков "болгарской ереси" X века стоял священник Иеримия Богомил (Богумил). Жестокое преследование богомильства способствовало его перенесению с Балкан в другие страны.
Распространившись первоначально в Византийской империи, новоявленная ересь постепенно распространила свое влияние как на католический Запад, так и на православный Восток. Влияние богомилов на Западе сказалось на взглядах катаров, вальденсов (XII-XIII вв.), а также альбигойцев. Нашло оно свой живой отклик и на русской почве. В "Слове о древнем разумием добру и злу" (XI в.) иерусалимский монах Афанасий убеждает некоего Панка, начитавшегося "басен попа Иеремии". В летописи за 1004 год сообщается о том, что митрополит Леонт посадил в темницу инока Андреяна-скопца. Летописец отмечает: "Укоряше бо сей церковные законыи презвитеры и инокы…". Другое сообщение о еретиках в русской церкви датируется 1123 годом. Летописец сообщает: "Преосвященный Никита митрополит Киевский и всея Русии в своем граде в Синеоице затвори в темнице злаго еретика Дмитра".

Причин для успешной агитации богомильства на Руси было предостаточно. Во-первых, они оказались доступными в силу единства языка. С фрагментами "Тайной книги", принадлежавшей самим еретикам и "Беседой на новоявленную ересь Богомилю" их современника Козьмы Пресвитера, русские книжники были знакомы уже в XI веке. Во-вторых, преемственность объясняется сходством ментальным в рамках славянского язычества, которым в немалой степени детерминирована вся богомильская ересь. Воевода Ян Вышатич, усмиритель народного бунта на Ростовской земле в 1071 году, сообщает фрагменты из богомильского катехизиса, услышанные им при допросе пойманных еретиков: "Бог мывъся в мовници и вспотивъся, отерся вехтем, и верже с небесе на землю. И распреся сотона с Богом...".
В-третьих, богомильская ересь поддерживалась на Руси энергией протеста против стяжания духовенства, его отхода от первохристианских принципов добра, равенства и справедливости. Социальную базу богомильского движения составляла наиболее угнетенная и бесправная часть населения.
Известно, что в болгарские богомильские секты первоначально посвящались только "трудники". "Где узрят человека проста суща и груба, - писал Козьма Пресвитер, - туже сеють плевелы учения своего, хуляще преданые уставы святыим церквам".

В чем существо разногласий богомильства с православием? Богомилы в целом отвергали культовую практику православия - иконы, литургию, поклонение кресту, святым мощам и реликвиям. Не признавали последователи Иеремии христианские таинства - причащение, брак, рукоположение и даже само таинство крещения. Не считались они и с церковными иерархами, презирали роскошь и всячески пропагандировали аскетизм. Почитали богомилы Новый завет. "Еще же святое Евангелие, - писал Козьма Пресвитер о богомилах, - в руку си деръжаще и неподобне толкующее, тем уловляють человекы на свою си пагубу".

россия, религия, история

Previous post Next post
Up