(специально для
сайта "Омскмама")
Башкирия. 1710-й километр перегона Улу-Теляк - Аша. Стелла кругла по внешнему контуру. Круг - это что-то доброе, спокойное, мягкое. А по центру - щербатая щель, выжженное пространство, зияющая пустота. Так катастрофа врезалась в судьбы людей. Оставила неизгладимую выжженную рану в июне 1989 года. Тогда в одночасье погибли сотни мирных людей.
В 1989 году я был студентом Омского института инженеров транспорта (ОмИИТ). Традиционно из студентов на лето формировались отряды проводников. В объединённый отряд входили студенты разных вузов Омска. Я всегда считал, что это романтичная работа и тоже записался. Всю зиму нас учили управляться с вагоном и обслуживать пассажиров. А после сдачи весенней сессии начались поездки. Студенты дополняли омский резерв штатных проводников, так как летом формировалось много дополнительных поездов. В основном это были рейсы в южном направлении.
прочитать весь текст
Всегда я любил путешествовать и очень хотел побывать в разных уголках Советского Союза. Но почему-то нашему отряду выпадали только рейсы фирменного поеда "Иртыш", который мотался между Омском и Москвой. Первые 2-3 поездки были ещё интересны, пока всё в диковинку. А после стало надоедать. Я завидовал тем, кто попадал на прицепные вагоны до Ленинграда, до Хабаровска, кто ездил в Ташкент и Адлер.
Перед каждой поездкой мы проходили инструктаж. Во время одного из таких инструктажей в помещение вошла женщина и объявила, что на рейс срочно нужно добрать проводников, не хватает пары человек. Это был рейс Омск-Адлер. Мне было странно, что почти никто из нашей бригады не откликнулся на предложение. У каждого были свои резоны. Фирменный московский поезд возвращается домой быстрее. Он чище, прохладнее. И в Москве можно походить по культурным местам и магазинам с дефицитными товарами. А на юг по жаре и грязи мотаться за экзотикой ... Я не поверил своему счастью и быстренько записался на Адлер.
Было это как раз на кануне катастрофы. О страшной трагедии мы узнали уже в пути. Проводники сказали, что ночью будем проезжать место страшной аварии. Я почему-то представил, что поезд будет проходить по пепелищу, которое осталось как после войны. Представлял рытвины в земле, обломки техники. раскиданные обгоревшие предметы. Поздней ночью, ближе к утренней зорьке мы подъезжали к месту взрыва. По придорожной траве рядом с нашим составом бежали световые пятна из светящихся окон вагонных тамбуров. Пассажиры спали. Я вышел в тамбур, открыл уличную дверь, взялся за поручни. Я вытянул шею в дверной проём, всматриваясь в предрассветные сумерки. Ничего. Совсем ничего не было. Кончилась придорожная трава и вообще всякая растительность. Пошло поле распаханной глины. От самой насыпи куда-то к горизонту или что там было, не разглядеть в темноте. Ни камушка, ни уголька. Ничего не было. Только свежая пахота. Несколько километров паханной глины.
Проводники говорили, что и сразу после катастрофы я почти ничего не увидел бы, кроме искорёженных останков вагонного железа. Всё сгорело. На какой-то миг перехватывало дыхание от страшной догадки. Я мог ехать проводником в тех вагонах, которые сгорели. Просто раньше к нам не заходил бригадир с другого рейса и не добирал недостающих проводников. И мы, студенты, тихо-мирно крутились по маршруту Омск-Москва-Омск. Это такой, счастливый для меня случай.
Я доехал до Адлера, осмотрел вагон, закрыл на ключ и побежал к морю. У меня был всего час, пока заправится поезд и приготовится в обратный путь. Впервые в жизни я искупался в море. Я плескался как маленький ребёнок. Отплёвывал соль и снова нырял. Так мокрый и солёный пибежал на вокзал буквально за несколько минут до посадки пассажиров. По пути домой я накупил слив, абрикосов, черешни. Поездка получилась насыщенной, счастливой.
Может быть, кто-то подумает, что неуместны такие легковесные воспоминания рядом с огромной трагедией. Но всё было именно так. О масштабах катастрофы никто толком ничего не знал. В СССР был особый информационный режим. Информация строго дозировалась, цензурировалась, засекречивалась. Например, милиционер, по прибытии к месту происшествия и узнав о количестве жертв более двух человек, был обязан принять все меры для предотвращения бесконтрольного распространения информации. Чтобы не создавалась в обществе паника. Чтобы враги не узнали о потерях среди населения советской страны в мирное время. Время расцвета социализма ...
Это сейчас по крупицам собраны материалы и из подробных деталей вырисовывается общая картина произошедшего под Ашой. А в 1989 году было известно, что случился большой пожар и погибло много людей. А сколько это "много"? Больше двух человек ...
Об истинных масштабах знали только те, кто был очевидцем трагедии. Но газеты не печатали тогда развёрнутых интервью с большими цветными фотографиями. Не было у населения цифровых фотоаппаратов, компьютеров, интернета. Того, что сейчас есть везде и у всех, как обязательная норма.
Я не знал подробностей катастрофы много лет. И лишь когда случайно оказался в сквере у дворца культуры имени Лобкова (недалеко от Омского ж.д. вокзала), я увидел монумент жертвам трагедии. Прочитал
список из 130 фамилий, начертанных на мраморных плитах. Это только список омичей. Всего же, по официальным данным, погибло 575 человек. На мемориале на месте катастрофы выбиты 675 имен, а по неофициальным данным погибли около 780 человек. Многие пассажиры ехали целыми семьями, с детьми. А на детей раньше билеты без места не выписывались.
Женщина держит на руках ребёнка. А вокруг их тела лижут языки большого пламени. И от этого огня не спастись. Так выглядит чёрная скульптура в Омске. У мемориала в дни памяти появляются живые цветы.
Справка о событии:
3 июня 1989 года в 23 часа 9 минут 33 секунды сейсмическая служба Советского Союза зарегистрировала на территории Башкирии взрыв. Катастрофа произошла в момент входа в зону загазованности двух пассажирских поездов - N211 и N212, следовавших из Адлера в Новосибирск и из Новосибирска в Адлер с 1284 пассажирами и 86 членами поездных бригад. Взрывом были разрушены 37 вагонов и два электровоза, при этом семь вагонов сгорели полностью, 26 выгорели изнутри. Ударной волной были сброшены с путей 11 вагонов. Погибли 575 человек, травмы получили 623. Железнодорожная катастрофа на перегоне Аша - Улу-Теляк считается крупнейшей в истории России и СССР.
Материалы по теме:
Взрыв под Ашой,
обсуждение аварии на форуме,
фоторепортаж "Поезд ПАМЯТИ",
Россия вспомнит жертв катастрофы Оригинал статьи "
Проезжая Улу-Теляк" опубликован на сайте "Омскмама".