С первой же строки я хочу обозначить своё отношение к исторической фигуре по имени Степан Бандера. Я никогда не буду на стороне убийц. Я не приемлю такой сценарий поведения, как замыслить убийство, убить человека или добить раненого. Это не значит, что в моей голове никогда не было таких мыслей. Бывали трудные моменты, когда возникала в голове фраза "Убил бы". Но чем старше я стоновился, тем реже в голову приходит эта мысль. Даже в виде фигуры речи. Мне ненавистна идея физического устранения неприятного человека. Как бы ни был человек неприятен, это лишь твоя проблема, личная. Проблема твоего восприятия. Можно ещё это назвать делом вкуса. Ну, нельзя лишать жизни человека только в силу своих вкусовых пристрастий.
Для меня, Бандера именно такой человек, который решил очистить своё любимое пространство от нелюбимых людей. Не как-то размежеваться, установить договорные границы. Он просто решил, что мешающих нужно убивать. Я считаю, такого человека недалёким, диким. Сколько бы он ни прочёл книжек, ни услышал лекций, он не поднялся в своём сознании до идей гуманизма. Он ведёт себя примитивно.
Именно с такой точки зрения попробуйте посмотреть на пару рассказов о Бандере. Одну историю
рассказывает Кирилл Набутов, другую историю
рассказывает Тамара Эйдельман. Я слушал с большим интересом. Сначала мне просто хотелось узнать, в какой обстановке сформировался Степан Бандера. Почему стал террористом, убийцей. А сейчас, когда я пишу эти строки, мне совсем не важно, каков был контекст. Если человек вырос убийцей, значит, его не довоспитали, не доучили, не доростили до мудрого человека.
Вы можете спросить, как относиться к памятникм Бандере, к улицам носящим его имя. Относитесь холодно, беспристрастно. Если вы живёте в городе, где есть улицы и площади имени Ленина, Дзержинского, Халтурина, ... Какое вам дело до памятников Бандере? Если вы ненавидите террор, то будьте последовательны и уберите все памятники террористам.
Я бы мог и не приводить примеры лекций Набутова и Эйдельман. Но они хороши именно тем, что показывают, как происходит война террористов между собой. Сначала одни убивают. После другие им мстят. Позже идёт ответ на мстительный выпад. И этой виндетте нет конца. Никому из враждующих не приходит мысль о переговорах, о замирении. Они тупо убивают друг друга.
Неужели я не стал бы защищаться, если на меня нападают. Да, я бы защищался. И, защищая свою жизнь, я мог бы убить нападающего. Это называется обороной. И никаких превентивных ударов. Нельзя оправдать убийство рассуждением о том, что кто-то замышлял нападение. Нет способа прочитать чужие мысли. Мысль о чьём-то замысл нападения - ваша собственная мысль. Ваш страх, ваше недоверие, ваша недооценка, ... Несовершенство вашего мышления. Террористический образ мыслей. Вместо рассмотрения всех вариантов урегулирования ситуации, вы выбираете примитивный - устранение неприятного соседа.
Можно ли было не допустить тех злодейств, которые совершил Бандера со своими товарищами? Можно. Нет простого способа. Его здесь кратко не опишешь. Но есть пример того, как это получается. Таким примером является Объединённая Европа. В её нынешнем составе множество стран и народов, которые много раз за свою историю воевали между собой, убивали друг друга. А сегодня граница между ними обозначена лишь узкими белыми полосами на чёрном асфальте дорог, которые их связывают.
Я не делаю дополнительных ссылок на какие-то термины или статьи о Бандере. Главная мысль, которую я хотел донести, не конкретная фигура, а образ мысли, зрелость гуманистической идеи. К сожалению, Бандера до гуманизма не дорос. А ты отличаешься от Бандеры в лучшую сторону?