ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Apr 03, 2024 13:39



В Переславле-Залесском, на железнодорожном переезде, 01.04.2024 случилась смертельная авария. Погибли водитель и семь пассажиров автобуса. Поезд сбил автобус с пассажирами. Меня эта авария заинтересовала, т.к. непосредственно касается той специальности, которую я получил, учась в институте. По первому образованию я инженер-электрик путей сообщения.

Я не только учился в Транспортном институте города Омска, но какое-то время поработал и в проектном институте "Омскжелдорпроект". Тот период мне запомнился, как раз, активным внедрением на всей сети российских железныхз дорог УСТРОЙСТВ ЗАГРАЖДЕНИЯ ПЕРЕЕЗДА (УЗП).



Вроде бы, инженеры обеспечивали все меры для уменьшения аварийности на железных дорогах. Но столкновения на переездах были каким-то проклятием. Не спасали шлагбаумы и разные виды сигнализации. Водители автотранспорта всё это объезжали и оказывались на рельсовой колее, где с ними сталкивался железнодорожный состав.

Для предупреждения выезда на переезд был разработан такой барьер, который невозможно объехать. Даже если автомобиль потеряет управление, УЗП должно остановить транспортное средство, обезопасив проезд поезда. Ко всему, сигнализация, шлагбаум и УЗП должны срабатывать, при приближении поезда, автоматически. И не перед самым переездом, а задолго до приближения поезда. Делается это для того, чтобы поезд мог, не сильно снижая скорость, проследовать переезд с полной уверенностью, что на переезде нет помех.



Странно было слышать обрывки информации о ДТП с жертвами. Мол, какой-то пьяный диспетчер вручную открыл заграждение переезда. Автобус выехал на железнодорожный путь, где его и сбил локомотив пассажирского поезда. Я не мог поверить, что где-то в России ещё ездят пассажирские поезда через переезды, которые не оборудованы автоматическими барьерами. Уж за 15 лет могли оборудовать переезды автоматическими барьерами, хоть на ответственных участках. Пришлось искать подробное объяснение этой ситуации.

Что же случилось в Переславле-Залесском? Судя по описанию в статье, автоматика сработала правильно, но вмешался человеческий фактор. Процитирую диалог с задержанным, которого допрашивал следователь.

- Что произошло 1 апреля 2024 года? - задает вопрос следователь.
- Встал поезд между станциями. Стали скапливаться машины с разных сторон, первым стоял напротив переезда автобус белый. Нажал двумя пальцами две кнопки УЗП, они опустились. Автобус начал движение. Но когда он пересек ближе первый путь, он уткнулся и замешкался у второго шлагбаума. Автобус несколько раз чего-то дернулся и, мне казалось, подзаглох, - отвечает диспетчер.
- Ваша инициатива была открыть движение для транспорта?
- Да.
- Вы понимали, что это нарушение?
- Да. Вину свою признаю полностью, явка с повинной была написана добровольно.

Таким образом, работник на переезде вручную отменил действия автоматики. По своей ли инициативе или по просьбе водителя автобуса, установит следствие. Но мне, как инженеру, важнее другое. Устройства автоматики, которые разрабтаны для снижения аварийности на дорогах, сработали штатно. Автоматика не подвела. Подвёл человеческий фактор.

прогресс неумолим, чрезвычайный, авария, автомобиль, техника, транспорт

Previous post Next post
Up