В песне "Клён" есть такие слова "Там, где клён шумит над речной волной…" (слова Юрия Акулова). Заканчивается песня словами "Поросло травой место наших встреч." Мне нравится эта история. И она чем-то напоминает историю "Любиной рощи" в Омске. Роща была. И деревья росли недалеко от речной воды. Но место рощи не заросло травой, застроено домами. И комплекс зданий на месте Любиной рощи назывался, в разное время, гостинницей "Россия", Дворцом труда и гостинницей "Октябрь".
Я натаскал фотографий этого места с любимого сайта
PASTVU, на котором появилась
старенькая фотография с частью здания. Фотка, как всегда, помогает переместиться на "машине времени" в прошлое и увидеть какие-то детали, которые могли быть утрачены со временем.
Но давайте попробуем проследить историю места по фотографиям и картам разных лет. Карты и схемы я взял с сайта
retromap.ru.
На схеме 1862 года мы видим чётко спланированный участок в виде треугольника. Это была первая попытка озеленения будущего города Омска, который вырос из Омской крепости. На снимке 1901 года городской сад ещё зеленеет за богато декорированными вратами.
Перу Сергея Наумова принадлежит материал "
Парк жены губернатора" в газете "Коммерческие вести"
Вот цитата:
В первые сто лет существования Омска страшные пожары были частым бедствием в продуваемом со всех сторон степными ветрами-суховеями городе. Крупнейший пожар 1823 года уничтожил более 200 домов, а Подгорный (Воскресенский) форштадт выгорел полностью. На протяжении почти трех десятилетий территория бывшего Подгорного форштадта представляла собой заброшенный пустырь и, возможно, оставалась бы в запустении и дольше, но свою роль вновь сыграли особенности сибирского климата. В середине XIX века в Омске полностью отсутствовали мостовые и тротуары, что обеспечивало городу зимой и весной снежные заносы и пыльные бури, а летом и осенью превращало городские улицы в непролазное болото. Именно эти факторы вынудили власти обратить внимание на один из важнейших элементов городского благоустройства - озеленение. В 1851 г. на участке заброшенного Подгорного форштадта между крепостью со стороны Оми и Мокринским форштадтом до крутого подъема местности были произведены крупные работы по озеленению и благоустройству. Образовался первый городской массовый сквер, просуществовавший до 1903 года. Он состоял из двух частей: одна из них - между берегом Оми и дорогой, ведущей от моста к Омским крепостным воротам (будущим Санниковским проспектом - современная ул. Партизанская) получила название Марьиной (или Маланьиной) рощи, которая возникла немного позднее, в 1866 году. Вторая - в треугольнике между современными ул. Ленина - К. Либкнехта - Партизанской - знаменитая «Любина роща».
На карте 1904 года, ближе к реке, видны два треугольника. Один останется Воскресенским сквером, а второй попадёт под застройку.
По легенде, особая заслуга в деле создания первого городского общественного парка принадлежит юной жене тогдашнего сибирского генерал-губернатора Густава Гасфорта Любови Федоровне, которая известна каждому омичу как Любочка и навсегда запечатлена в сознании горожан благодаря знаменитой скульптуре. Вот так эта история звучит в пересказе краеведа Бориса Гвоздева: «У пожилого губернатора Гасфорда была молодая жена по имени Люба… Очень любила она прогуливаться по крепости и за ее пределами. При этом высказывала предложения, что и как требуется сделать, чтобы город стал благоустроеннее. Однажды Люба оказалась на пустыре, у юго-восточной стороны крепости. Она подумала, что этот пустырь можно превратить в чудесный уголок города, если там посадить деревья. Губернатор Гасфорд, выслушав жену, тотчас пообещал выполнить ее желание. И не только пообещал. Чуть ли не следующим днем на пустыре закопошились люди: удаляли заросли сорной травы, выравнивали почву, копали лунки. Люба носилась туда-сюда: давала указания работавшим, уносила с территории будущей рощи мусор, ставила в лунки саженцы. И вот рукотворная роща зазеленела. Ее пересекли в разных направлениях аллеи и тропинки, тут и там стояли скамейки. В центре рощи вознеслась живописно выглядевшая беседка, построенная по проекту Любы».
Позволим читателю самому для себя решить, что в этой истории может быть реальным историческим фактом, а что легендой, но на долгие годы Любина роща действительно стала излюбленным местом отдыха горожан. Воспоминания о первом городском парке и его основательнице оказались столь яркими и положительными, что даже после ликвидации рощи, после строительства на ее месте будущей главной улицы города - Чернавинского проспекта, люди вот уже больше ста лет именуют его не иначе как Любинский, хотя официально современная ул. Ленина так никогда не называлась.
Итак, роща была. Остаток этой рощи до сих пор сохранился на берегу Оми. Этот участок называют Воскресенским сквером. А северная часть городского сада (или Любиной рощи) ушла под застройку.
Сайт Трамплин-медиа опубликовал
заметку Анны Подоляк "РОСКОШЬ И СМЕРТЬ. КАКИЕ ТАЙНЫ ХРАНИТ ОДНО ИЗ САМЫХ КРАСИВЕЙШИХ ЗДАНИЙ ОМСКА - ГОСТИНИЦА "РОССИЯ" Приведу цитату.
История одного из красивейших зданий Омска началась с гостиницы «Россия», которая появилась в 1905-1906 гг. на месте Любиной рощи. Спроектировал и построил здание известный в Омске архитектор Илиодор Хворинов по заказу преуспевающего купца 2-й гильдии Георгия Терехова.
«Россия» представляла собой трёхэтажное здание в стиле поздней эклектики (Хворинов в очередной раз показал, что умеет сочетать модерн, классицизм и барокко) с элементами неорусского стиля. Оно - и это ещё одна грань хвориновского таланта - было идеально вписано в существующую архитектуру Санниковского и Чернавинского проспектов (улицы Партизанская и Ленина соответственно).
С поставленной задачей - построить гостиницу, которая привлекла бы и иностранцев, - Хворинов блестяще справился. «Россия» была безусловным люксом: номера от трёх до пяти комнат - каждый с электрическим освещением и собственной ванной! Помещения украшали дубовый паркет и персидские ковры, а внутри гостиницы был установлен фонтан - один из первых фонтанов Омска и первый, установленный внутри помещения.
Строительство гостиницы сопровождалось слухами, что строят её на нехорошем месте. Сегодня бы их списали на происки конкурентов или обиду горожан, лишившихся любимой и памятной рощи, но после строительства действительно началась череда несчастий.
Весной 1911 г. гостиница пережила сильный пожар. Здание уцелело, но восстановление интерьеров и убранства потребовало от Терехова серьёзных вложений. Второй пожар, случившийся летом того же года, стал фатальным. К этому времени купец обанкротился, поэтому средств на восстановление у него не было. В 1913 г. Терехов продал гостиницу.
Когда власть в городе захватили коммунисты, здание было национализировано и превращено в "Дворец труда". Это можно увидеть на фотографии 1925 года.
Видно было, что с момента строительства здание стояло на довольно заметном возвышенном фундаменте. На послевоенных фотографиях заметны последствия вторичного озеленения. В кадре 1959 года мы можем разглядеть саженцы деревьев на переустроенной площадке перед зданием. Уровень грунта повысился, исчезли ступеньки, ведущие к высокому фундаменту.
Через десяток лет деревья оформились и стали прикрывать архитектурные изыски. Именно так выглядит спор между архитекторами и озеленителями. Архитекторы рисуют красивые фасады, в расчёте на смотрибельность здания от фундамента до крыши. А озеленители без всяких сентиментов готовы скрыть все эти красоты зелёной ширмой из ряда высоких деревьев. И комментируя свои действия, говорят, что негоже городу быть каменными джунглями.
К 1980-м перед зданием гостинницы "Октябрь" уже высились довольно рослые деревья, которые явно бросили формировать в те времена, когда Омск получил статус города-сада. Но статус не вечен. И за него нужно бороться каждый день. А если оставить растения без внимания, они дичают.
Многие горожане вспоминают 1980-1990-е годы, как особо зелёные. Но это не заслуга озеленителей. Это было стихийное зарастание города деревьями, за которыми перестали ухаживать, дали деревьям перерасти.
В 1990-е спохватились, но опоздали. Переросшие деревья нужно либо демонтировать, либо подвергать тяжёлой операции усекновения, которая называется "топпингом". Не все деревья благополучно переживают эту процедуру. В конечном счёте, растения приходится менять на более компактные.
Всё-таки, большие деревья на коротком фасаде здания оказались неуместными. К 2000-м от них избавились, открыв все красоты фасада. А вдоль улицы Ленина оставили невысокие ивы со сформированными кронами.
Фотография 2013 года показывает то состояние, которое в последние годы будет законсервировано и станет более-менее постоянным.
Так мы проследили более 120 лет истории одного из мест в Омске, которое расположено вблизи от места основания Омской крепости, которой уже более 300 лет. К сожалению, в те давние времена ещё не была изобретена фотография.