В 1977 году в Омске распахнул двери новый городской Дворец пионеров. Здание вписано в зелёную зону, на которой уцелели крупные деревья, высаженные когда-то руками преподавателей и студентов Сибирской сельскохозяйственной академии, которая позже преобразовалась в Сельхозинститут, а сейчас входит в состав Агроуниверситета. По сравнению с вновь выстроенным зданием Дворца пионеров (ДП), старые сосны и лиственницы на прилегающей территории можно было уже считать реликтовыми.
Но, как это бывает с неугомонными древолюбами, территория вокруг ДП им показалась лысоватой. Возникли идеи по насаждению новых растений. Так вокруг ДП были посажены саженцы берёзы, дуба, туи и других растений. Некоторые из этих растений были неудачно посажены прямо возле стен ДП. С одной стороны, это было абсолютным пренебрежением к работе архитекторов, которые работали над дизайном строения и создавали смотрибельные формы. С другой стороны, растения под самыми стенами строения - "мины замедленного действия". Растут деревья и вместе с ними растут проблемы.
Близко посаженные деревья мешают обслуживать здание, закрывая доступ к фундаменту, стенам и крыше. При проведении косметического или капитального ремонта деревья закрывают подступы к фасаду здания. И это ещё, как говорится, полбеды. Вторая половина беды - деревья стали мешать астрономам, обсерватория которых расположена на крыше ДП. При наблюдении за небесным пространством ближе к линии горизонта, в поле зрения стали попадать верхушки деревьев, которые выросли под стенами ДП.
Несколько лет, с риском для здоровья и жизни, астрономы пытались отпилить верхние побеги мешающих берёз. Но силы были не равны. Взрослая берёза каждый год могла прирастать по метру и имела несколько лидирующих побегов (вершин). С края крыши до всех вершин астрономы не могли дотянуться. Проблемы росли в прямом смысле слова.
Осенью 2022 года я узнал о мучениях омских астрономов. Увидев деревья, я предложил элегантное решение. Я был готов залезть на берёзы прямо по их стволам и укоротить крону по науке. Я обучался арбористике и не раз проводил операции по формированию крон высокорослых деревьев. В процессе обсуждения этих планов выяснилось, что не требуется никаких подвигов и риска. Администрация ДП готова решить вопрос радикально, с привлечением более серьёзных сил и техники. Но не хватает грамотного обоснования.
Я обратился к источникам. Я перерыл множество документов, которые регламентируют содержание зелёных насаждений в городе. Собрал наиболее актуальные части и сверстал некую черновую записку, которая доказывала неуместность вликорослых растений в непосредственнной близости от стен здания (
небольшая часть опубликована). К моим выкладкам добавились и свидетельства служб, которые эксплуатировали здание. Я видел лишь открытую часть проблем, на поверхности. Но деревья своими корнями давно проникли во все щели цокольных помещений и вели там свою разрушительную деятельность. Здесь стоит напомнить об объёмах и мощи корневой системы таких пород, как берёза. Корневая система выглядит под землёй ровно так же, как крона в наземной части, являясь почти зеркальным отражением. Так что, не только мощные верхние ветки начали залезать на крышу, подбираясь к куполу обсерватории.
Поздравляя меня с новым 2024 годом, друзья-астрономы меня поблагодарили за помощь, которую я смог оказать. Звучит пародоксально. Но я, садовник, помог ликвидировать несколько деревьев. Поясню этот момент. Чем садовник-профессионал отличается от рядового древолюба? Садовник не садит абы-что и абы-где. Садовник знает место каждому высаживаемому растению.
Глупый древолюб же считает, что зелени много не бывает и готов засадить деревьями все свободные пространства. Тем самым иногда закладывает "мины замедленного действия". Ошибочно посаженные деревья могут хуже развиваться. Но страшнее, когда не сами деревья страдают, а когда они могут принести страдания людям. Здоровое дерево, растущее в правильном месте, никогда не упадёёт на человека, автомобиль, забор, линии электропередач или строение. Падает то, чему суждено упасть. И эту участь деревьям обычно готовят буздумные посадки.
Наша история закончилась благополучно. Никто не пострадал, если не считать несколько лет мучений астрономов и обитателей цокольного этажа ДП. Хотя я не назвал бы это финалом истории. Территория вокруг ДП требует ещё очень много внимания и ресурсов. Все же мы слышали фразу о том, что цивилизованность общества можно увидеть по отношению к женщинам и детям. Судя по отношению к ГОРОДСКОМУ ДВОРЦУ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА (так сейчас называют ДП), мы ещё находимся не на очень высоком уровне цивилизованности. Здесь описан очень маленький эпизод.
Я не поленился написать этот нравоучительный текст и проиллюстрировал собственными и архивными фотографиями с очень замечательного
сайта PASTVU. Желаю всем красивых и безопасных зелёных насаждений!