Я вспоминаю уроки труда в средней общеобразовательной школе. Учился я с 1974 по 1984 годы в Омске. С первого по четвёртый класс у нас был курс начального образования. Все уроки проходили в одном кабинете. А с пятого класса мы стали свободно перемещаться по зданию школы, от одного кабинета к другому, согласно расписанию. Уроки труда для мальчиков проводились в мастерских. Девочек обучали домоводству в отдельном кабинете.
Мальчишек обучали в двух специализированных мастерских - деревообработке и металлообработке. Каждая из этих мастерских была укомплектована в соответствие со своим профилем. В столярке были деревянные верстаки, токарные станки по дереву и соответствующие ручные инструменты: пилы, рашпили, рубанки, киянки,... В мастерской по металлу были металлические верстаки с большими тисками, токарные и сверлильные станки, напильники, зубила, молотки, ...
К урокам труда нужна спецодежда - халат или фартук. Мне мама скроила из довольно прочного дермантина фартук, который прикрывал меня спереди от шеи до колен. Из дерева мы выстругивали указки, которые использовались в нашей же школе. Более сложным изделием были вешалки для одежды и табуреты. Но уровень нашего мастерства был настолько разным, а результаты нестабильными, что с трудом можно было считать пригодными к эксплуатации 2-3 иделия из 20.
Из металла мы делали петли для подвесных планшетов, которые использовались в обучающем процессе. Ещё делали разные запяасти для запорной арматуры - дверные крёчки и шпингалеты. Девчонки что-то кроили и шили, стряпали какую-то еду. Этим и были наполнены наши уроки труда с 5 по 8 класс.
После восьмого класса часть ребят и девчат ушло из школы в училища и техникумы. А те, кто продолжил обучаться в 9-10 классах, вместо уроков труда, стали посещать чебно-производственный комбинат (УПК). Для этого выделялся целый день в учебной неделе. И мы ездили в УПК прослушивать лекции по разным специальностям. Кто на какой курс записался. Мой отец был радиомонтёром. Соответственно, и я выбрал специализацию "слесарь КИПиА" (контрольно-измерительные приборы и автоматика). После теоретического курса в УПК у нас начался практический курс на Заводе синтетического каучука (СК).
Первые практические занятия нас огорчили. Нам рассказывали про сложные приборы, точные измерения, основы электротехники. А привели в слесарный цех, где снова поставили к верстакам с тисками. Нам выдали по заготовке гаечного ключа и напильнику. Рожковые ключи были отлиты с припуском и требовали доводки напильником. Мы зажимали эти заготовки в тиски и дотачивали их до нужного размера. Сюжет чем-то напоминает сцену из фильма "Когда деревья были большими" (1961)
Click to view
Снесколько заготовок мы запороли. Гайки и болты ими крутить было невозможно. Испорченные заготовки годились только в переплавку. Но несколько десятков ключей мы наточили довольно точно, по размеру.
После нам, всё-таки, дали более интересную работу. Требовался демонтаж сломанных или устаревших приборов. Мы разбирали воздушные клапана. Корпус клапана, из алюминия, шёл в лом цветных металлов. А стальные пружинки и шарики из клапана летели в чермет. А ещё нам давали печатные платы из которых мы должны были выпаивать радиодетали: конденсаторы, резисторы, диоды, транзисторы. То ли их могли использовать для ремонта других устройств КИПиА, то ли должны были сдавать в переработку драгметаллов.
Я и мои друзья-радиолюбители почувствовали свой звёздный час. Что нам плату раскурочить? Мы сами уже самостоятельно изготавливали подобные платы и собирали радиоприёмники, усилители, цветомузыку. А ломать - дело нехитрое. Естественно, мы и себе натаскали радиодеталей для самоделок. Строгого учёта демонтированных деталей на заводе не было. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы шла учебно-производственная практика.
В любом случае, мы усвоили навыки производственной дисциплинированной езды на завод. Мы приезжали к нужному часу и проходили всей группой проходную. Мы должны были соблюдать технику безопасности и выполнять какой-то условный производственный план. Это было вещественной иллюстрацией фразы "Ученье - свет. А неученье - чуть свет, на работу".
Но почему я называю все эти уроки труда мостиком к первобытности? Да потому, что мы учились каким-то очень простым ремесленным операциям, которые всегда могут пригодиться человеку в экстремальных ситуациях. Опять вспомню фразу из фильма, которую я уже цитировал - "помнят руки-то!" Когда застревает автомобиль на бездорожье, когда поехал на рыбалку или за грибами. Или ещё в какой-то экстремальной ситуации приходится применять мускульную силу, простые инструменты, тросы, рычаги, гаечные ключи. Нужно чувствовать и понимать прочность разных материалов - металла и дерева, например. Нужно немного разбираться в механике и электрике.
Иногда нужно уметь даже добыть огонь из подручных средств. Помню, как дед брал меня с собой в гараж. Дед тогда ещё курил. Спичек с собой не оказалось. Дед нашёл на своём ватнике прореху и выцарапал из неё клочок ваты. Растрепал, чтобы ватный комочек стал лёгким облачком. Из дальнего угла гаража достал какой-то агрегатик, похожий на мотор. Дед положил этот прибор на верстак. В одну руку взял комочек ваты, а другой рукой провод из агрегата подвёл к корпусу, оставив небольшой зазор. И сказал мне
крути ось магнето. Можете сами посмотреть, как это бывает в видео из разных гаражей.
Я крутанул, искра проскочила через клочок ваты и вта начала тлеть. Дед прикурил и рассказал, что нам ещё повезло. Во времена его детства для добычи огня, без спичек и зажигалок, пользовались
кресалом (огниво). Сейчас-то такие гаджеты можно легко купить в любом магазине для охотников и туристов. Некоторые заядлые выживальщики их постоянно носят с собой.
Вероятность какого-то катаклизма, конечно, ограничена. Люди, живущие в городах, имеют разные резервные системы жизнеобеспечения. Если ураган порвал линии электропередач,то их быстро восстановят экстренные службы. А если ремонт затянется, то обеспечат питание от резервных источников. Так и с водой, и с теплоснабжением, системами связи,...
Но если обрушилось всё и сразу. Кому нужны будут навыки работы с интернетом, например? Когда мои дети рассказывают о своих уроках труда, на которых они осваивают работу на компьютере, меня это беспокоит. Я осваивал компьютер уже после службы в армии. До той поры вообще не было персональных компьютеров. Некоторые люди впервые встречаются с компьютерами в пенсионном возрасте. И успешно осваивают. Это не великая премудрость. Но порою люди становятся абсолютно беспомощными, когда только и умеют работать с компьютером, а компьютер сломался.
Некоторые фантасты-футурологи иногда эксплуатируют страхи, подобные моим. Они рисуют картины будущего. Когда не осталось ни одного бумажного документа, всё перевели в цифровую форму. Нет электричества, нет доступа к файлам и люди не знают что делать. Даже инструкции по починке системы были внутри этой системы, которая не может показать эти инструкции. Тупик. И вся цивилизация вынуждена начинать развитие заново, с каменного топора. Грубовато, но, в какой-то степени, правдоподобно.
Мне кажется, что в школе нужно оставлять мастерские и обучать детей тому же, чему учили меня. И это не нужно считать архаизмом. Я считаю это необходимым важным звеном в цепочке знаний, которые имеют общечеловеческую ценность. Нельзя откладывать в сторону ручные инструменты и надеяться только на станки и компьютеры. Правда, можно творчески переработать курс уроков труда в школе. Можно, например, закрутить весь курс вокруг какого-нибудь гаджета типа мультитул.
Может быть, соединить труды и основы безопасности жизнедеятельнсоти (ОБЖ) и проводить практические занятия вроде скаутских практик. Но мостик к первобытности ломать нельзя, по моему мнению. В общем, есть куда развивать эту тему.