Я уже описывал несколько своих любимых инструментов, которые помогают мне садовничать. Это и лопаты финской фирмы Фискарс - штыковая и снеговая. Это и веерные грабли той же фирмы. Секатор японской фирмы Окацун. Сегодня я хочу к инструментам причислить и зимние сапоги. Почему? Инструмент - орудие или техническое приспособление для выполнения специализированных задач по обеспечению взаимного расположения, движения, либо взаимодействия предметов. Мои сапоги вполне можно назвать техническим приспособлением.
Зимой я убираю снег на подопечных участках. Это не только работа дворника. Я не просто расчищаю дорожки, игровые и парковочные площадки. Но я ещё и управляю объёмами снега. Кидаю снег на газоны, чтобы накопить влагу весной при снеготаянии. Укрываю снегом растения, которые плохо переносят холода и морозы. Мне, теплокровному, морозы переносить легче.
Моя рабочая смена на открытом воздухе длится от 2-3 до 8-10 часов. Я работаю почти в любую погоду. С широким температурным диапазоном. И в
морозы холоднее -20-25 градусов. И в оттепель, когда температура плюсовая. Я не убираю снег, только когда он активно валит с неба. Чтобы работа не была бесполезной.
Большую роль в успешном выполнении задачи играют инструменты - снеговая лопата, подметальная щётка и что-нибудь ледокольное. Но если у вас нет удачной одежды, работа превратится в муку, даже с отличными инструментами. Я предпочитаю спецодежду. С верхней одеждой всё более-менее сложилось быстро. Комплект из утеплённой куртки и таких же штанов прекрасно выручают. Только куртка не должна быть сильно утеплённой. Чтобы внутри этой куртки не угореть от тепла, которое выделяет организм во время активных движений. Если я сильно разогрелся, меняю куртку на безрукавку.
Но сколько я перебрал разной специальной обуви! Зимние ботинки или берцы из кожи трескаются. Лопается кожа в местах постоянного изгиба, квутся нитки на швах, рвутся шнурки. Со стельками вообще катастрофа. К фабричным всегда нужно докупать ещё какие-то на войлоке или микропористой резине. В высоких сапогах смысла большого нет. Голень не мёрзнет, т.к. с теплозащитой справляются утеплённые штаны. Я носил и ботинки из войлока, и полусапожки. Как бы они ни были спроектированы, не спасают. В какие-то швы просачивается влага и всё начинает промерзать. Вспоминаются валенки на резиновой подошве, которые я носил две зимы в Заполярье, когда служил в армии. Но это тяжёлая обувь, совершенно негибкая. А подошва очень скользкая, когда стирается протектор...
Постепенно в голове созрело решение о том, что я ищу. Мне нужна обувь, у которой не дубеет подошва, с надёжным протектором и лучше с шипами. Непромокающая часть должна подниматься повыше от подошвы, но не переходить на голень. В этой нижней части не должно быть никаких щелей, швов и отдушин. Сплошная галоша. Верх должен быть в меру пластичным, не стеснять активные движения. Обувь не должна сковывать не только передвижения по участку, но и не мешать вождению автомобиля. Внутри обуви не должен скатываться, сминаться или протираться утеплитель. Обувь должна технологично очищаться и сушиться. И не должно быть никаких замков типа молния и лишних застёжек, пряжек, кнопок.
Так я устремил свой взгляд на сапоги Топпер. Когда продавщица мне сказал, что можем рассмотреть ряд других моделей, я сказал, что ничего другого не нужно. Я увидел на полке обувь своей мечты. В магазине не оказалось нужного размера. Я сказал, что если придёт заказ, я выкуплю обязательно. Только нужен подходящий размер. Заказали два самых больших размера в этой линейке. Я ждал недели полторы. Прибежал выкупать. Вставил ноги в сапоги и не захотел разуваться. Моя нога ещё не была так счастлива. Большая удача, что на мою ногу нашлась спецобувь подходящего размера.
Мне нравится в сапогах всё. Они не дубеют на морозе. Сушить удобно, так как они разбираются на три компонента - внешняя оболочка, сапог-вкладыш и стельки. Вкладная стелька состоит из двух слоев: верхний - иглопробивное полотно, нижний - вспененный полиэтилен толщиной 4 мм, обеспечивающий должную теплоизоляцию и способствующий отводу влаги. Вся влага не успевает выветриться во время ношения. Конденсат собирается в пустотах подошвы, под стелькой. Часть влаги от испарений внутри сапога, впитывается сапогом-вкладышем. Даже влажная нога в этих сапогах не промерзает. А если ноги не потеют, снаружи влага вряд ли проникнет внутрь.
За ночь сапоги надёжно просыхают. Для ухода не требуется никаких дополнительных материалов, вроде смазок и пропиток.
Подошва достаточно устойчива и имеет неплохое сцепление с заснеженным или оледеневшим грунтом. Есть лишь одно неудачное сочетание условий под ногами. Это тонкий ледок на гладкой поверхности. За такую поверхность не цепляются ни шипы, не резиновый протектор. Недавно мои ноги разъезжались на такой опасной поверхности. Но трудно придумать подошву, которая не скользила бы на гладкой плитке, которая покрыта тонким тающим льдом. Коварное сочетание. Этот текст должен заинтересовать строителей и ландшафтных дизайнеров. Не нужно проектировать таких покрытий в Сибири, где снежный сезон длится полгода. Ещё ремонтантная малина цветёт и поспевает в октябре, а на неё уже снег сыплется.
Вы можете подумать, что я рекламирую какую-то торговую компания или производителя обуви. По смыслу, так и есть. Но эта реклама никем не оплачена и не заказана. А если у вас есть своё мнение о том, что я пишу, буду рад увидеть и ваши наблюдения. На рынке очень много разных товаров. И я считаю очень ценным опыт полевых испытаний. Кстати, если моя критика покажется интересной продавцам и производителям, буду рад сотрудничеству. На покупку образцов для испытания, у меня нет свободных средств. Но о тех деньгах, которые я заплатил за удобные инструменты и спецодежду, я не жалею. Те сапоги, о которых я здесь пел, стоили около 6000 руб. Я вам на ушко шепну, что это не очень дорого. Пока не вижу смысла покупать себе ботинки с электроподогревом за 35 000 руб. Долговечный и легкий двойной литий-ионный аккумулятор обеспечивает обогрев на максимальном режиме в течение 4-5 часов, на минимальном - 17-18 часов. Для решаемых мною задач, это избыточно. Но где-то и такие траты оправданы. Как говорится, здоровье дороже.