Перед вами одна из фотографий, которые недавно в своём блоге выставил персонаж с ником humus. Этот человек сидит на потоке огромного количества фотодокументов. Иногда создаётся впечатление, что ему шлют фотки со всего мира. Трудно представить что у него за служба. Но разглядывть исторические кадры, которые проходят через его руки, очень увлекатеьно.
К некоторым фотографиям даются весьма подробные подписи, которые раскрывают суть запечатлённого момента. А некоторые фотографии идут, как есть, без подробностей. Единственное, что заметно на обсуждаемом кадре, это адрес -
https://gwar.mil.ru. Этот адрес
сайта об истории ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ по всему кадру, как водяные знаки.
Humus пишет в публикации: "Снимки не подписаны, увы."
Меня привлёк кадр необычной
мизансценой. Накрытый стол, за которым рассажены разные военные чины (довольно высокие, судя по погонам) и во главе этой группы женщина в светлом платье.
Если вы встречали подобную сцену, то вряд ли забудете. В моей памяти всплыло воспоминание с подобной мизансценой. И даже возникла надежда, что сходство может стать ключом для раскрытия тайны. Возможно, речь в фильме, который мне вспомнился, идёт о тех же событиях, которые мы видим на архивной фотографии.
Посмотрите на кадр
из фильма "Дни Турбиных" (1976), который
снят по сюжету романа Михаила Булгакова "Белая гвардия".
В съёмках застолья очень мало общих планов. Не знаю, почему. Возможно, режиссёру Владимиру Басову представлялась какая-то динамика сюжета, в котором камера больше выхватывала отдельных персонажей. Но я выхватил редкий кадр с общим планом застолья. Ракурс отличается от точки съёмки архивной фотографии. Но мизансцена чётко прослеживается. За столом собрание офицеров (за малым исключением) и единственная женщина во главе стола.
Описание сюжета из Википедии:
Фильм повествует об интеллигенции и революции в России, о жизни семьи офицеров Турбиных во время Гражданской войны. Киев. Зима 1918-1919 годов. Власть в городе переходит от гетмана к Директории, затем от Петлюры - к большевикам. Турбиным и их знакомым приходится делать свой выбор. Полковник Алексей Турбин и его брат юнкер Николай остаются верными Белому движению и защищают его от войск Петлюры. Муж их сестры Елены Владимир Тальберг позорно бежит из города с отступающими германскими войсками. Семья и трое их друзей-офицеров - Виктор Мышлаевский, Александр Студзинский и Леонид Шервинский - собираются и отмечают Новый год. В гости к ним приезжает странный и немного нелепый юноша, дальний родственник Турбиных - Ларион Суржанский (Лариосик). При захвате города петлюровцами Алексей гибнет. Остальные вынуждены остаться жить в квартире Турбиных.
Что известно о пьесе "Дни Турбиных"?
3 апреля 1925 года Булгакову во МХАТе предложили написать пьесу по роману «Белая гвардия». Работу над первой редакцией Булгаков начал в июле 1925 года. В пьесе, как и в романе, Булгаков основывался на собственных воспоминаниях о Киеве времён Гражданской войны. Первую редакцию автор прочёл в театре в начале сентября того же года, 25 сентября 1926 года пьеса была разрешена к постановке.
В дальнейшем она неоднократно редактировалась. В настоящее время известны три редакции пьесы; две первые имеют то же название, что и роман, однако из-за проблем с цензурой его пришлось сменить. Название «Дни Турбиных» использовалось и для романа. В частности, первое его издание (1927 и 1929 гг., издательство «Concorde», г. Париж) было озаглавлено «Дни Турбиных (Белая гвардия)».
Однозначного мнения по поводу
прототипа женщины за столом нет. Но, сюжет, фотографии может вполне совпадать с сюжетом пьесы. Но, если нет подписей к фотографии, то кто решил, что это вообще хроника реальных события, а не театральная сцена? Ведь, это для нас, нынешних зрителей, Гражданская война и постановка пьесы - одно время.
Я вам приведу один забавный пример. Я служил в матросской форме. Приехал в отпуск в 1987 году и сфотографировался с сестрой в фотоателье. Вы думаете, что на мне какая-то современная униформа? Покрой матросской рубахи не менялся лет сто. Такую же рубашку можно увидеть в музее Первой Мировой.
Экспонат датируется 1910-ми годами.
К чему я клоню? Я вообще не исключаю ситуации, когда в поток с фотодокументами военной хроники могут залететь кадры с театральной сцены. Если никто не узнает каких-то реальных исторических персонажей за столом на фотографии, то моя версия может сыграть. По крайней мере, правдоподобно изобразить сцену ученики Станиславского вполне могли. Я верю.