РЕДАКЦИЯ КОНТЕКСТ проводит нас по истории термина "враг народа"
Мне в семье не раз доводилось слышать, что я потомок врагов народа. Среди дедушек и бабушек были такие, кто был осужден по политическим статьям. Естественно, об этом я мог не знать и до сих пор, если бы жил при том политическом строе, при котором ярлыки «врагов народа» были навешаны на моих предков.
Политика в стране меняется, а в истории рода зияет дыра. Мне в детстве и позже приходилось не раз заполнять анкеты. Подробнейшие анкеты в СССР учили заполнять с детства. При всевозможных поездках, поступлении на учёбу и работу, при назначениях и т.д. Нередко в развёрнутых анкетах встречался пункт с вопросом о том, привлекался ли кто-нибудь из родственников к ответственности, был ли интернирован и т.п. На все подобные вопросы в семье учили отвечать «нет» или «не знаю».
Мне, по малолетству, допускалось не знать. Из меня, с подачи государства, семья растила «
Ивана, непомнящего родства». Я должен был расти, как человек ниоткуда. Мол, о предках мне ничего неизвестно. Но даже моим родителям о предках мало что было известно. Да и интересоваться, отбивала охоту политика государства. А для чего знать о «подвигах» предков? Чтобы вечно тебя глодал стыд?
Интересно, что предки с клеймом «враги народа» были у многих жителей СССР. По сути, многие ныне живущие в России граждане, в той или иной степени, являются прямыми потомками или родственниками «врагов народа». Вот такой задел на будущее. Чтобы жили и боялись.
А, ведь, поражались в правах не только сами «враги народа», но и их близкие. Близость к «врагам народа» натурально «портила анкету». И с таким пунктом, ты мог быть лишён продвижения по службе, выезда за границу и приобщения к разным общественным благам. Не говоря уже о том, что в соседских семьях родители наставляли собственных детей: «Не водитесь с этими детьми! Они дети врага народа».
Когда мне говорят, что я в современной России снова могу получить клеймо «враг народа», которого так старательно избегали мои родители, я не удивляюсь. Ведь у власти стоят наследники того самого режима. Те, кто так бережно охраняет память о той эпохе. Все эти памятники, портреты, цитаты красных террористов: Ленина, Сталина, Дзержинского, ... Мы даже видим волны возрождения. Взамен снесённым когда-то памятникам, возникают новые. И власти это допускают, оговариваясь. Мол, мы не можем запретить памятник Сталину на частной территории. А если я бы в своём огороде поставил памятник Гитлеру? (я не поклонник Адольфа Гитлера и вопрошаю в гипотетическом ключе). Я, как раз, не поддерживаю культ любви к людоедам.
Кстати, Рамзан Кадыров публично не раз высказывался нелицеприятно о Сталине, называл его шайтаном. Кадыров скорбит о многочисленных жертвах департации чеченского народа, которая проводилась под его руководством. Но даже при таком отношении к кровавому вождю, Рамзан Кадыров не выступает с инициативой снесения памятников Сталину. Ни разу не снял видеоролик, на котором плюнул бы хоть в сторону каменного бюста Сталина у кремлёвской стены. А Рамзан Ахматович любит публиковать сообщения, но не очень последователен в своих инициативах. Генерал-полковник Росгвардии мог бы выступить и с какой-то законодательной инициативой, а не только
ругаться на Сталина в своих блогах. А ведь Сталина, по праву, можно считать врагом народа. И не только чеченского.
Алексей Пивоваров, ведущий YouTube-канала РЕДАКЦИЯ
Более последователен Алексей Пивоваров, который со своими единомышленниками создаёт познавательные видеофильмы. Не для того, чтобы себя пиарить. А чтобы помочь людям докопаться до истины. Поэтому я вам сегодня и рекомендую посмотреть фильм «
Как возникало понятие «враги народа» и что оно означает»