Читая две исторические книжки - Рубакин, Н. А. Рассказы о Западной Сибири или о губерниях Тобольской и Томской и как там живут люди,
1908 года и Олферьев, С. Сибирь: очерк завоевания и заселения,
1915 года, я хорошо представлял себе время, в которое они написаны. Время некоего расцвета империи. Будто вся Российская империя на всех парах летела навстречу символической годовщине - 300-летию правления династии Романовых. Будто к этим годам подбивались итоги и суммировались достижения. Но в истории России (империя, СССР, ...) такое случалось не раз. Волнами, после кризисов и разрух, войн и разных катаклизмов наступало что-то вроде ренессанса, возрождения. Россия обладала мощными ресурсами. Природными богатствами, рабочими руками и носителями идей. Но как государи использовали эти ресурсы? Читая свидетельства былого, легко найти современные параллели в развитии страны и общества, которое её населяет.
Россия развивалась экстенсивным способом. Прирастая колониями из огромного загашника, от Урала до Охотского моря. Даже, когда
самоучка Ползунов придумал свою уникальную конструкцию парового двигателя, ему не придавали большого значения. После его смерти даже не смогли использовать и растиражировать уникальный опыт российского изобретателя. Не смогли воспользоваться первенством в мировой практике. Как говорил поэт: "А счастье было так возможно..."
Ползунов умер 16 (27) мая 1766 года от чахотки за неделю до пробного пуска машины, - по всей видимости, напряжение работы сыграло в этом свою роль. Могила была утрачена в советское время.
Модель паровой машины была взята в Кунсткамеру, сама же машина была испытана учениками Ползунова, окупила себя и успела даже принести прибыль. Однако, вследствие поломки после трёх месяцев работы была разобрана и заменена на обычный гидравлический привод.
Зачем России паровые двигатели? Зачем сложный менеджмент и суета? Ведь это очень сложные логистические цепочки. Нужно найти руду и каменные угли, выплавить металл, выточить точные детали, качественно собрать сложный механизм, настроить, следить за режимами работы, ... И всё это для того, чтобы работал какой-то станок? Например, ткацкий. А зачем? Чем тогда будут заниматься бабы на Руси, если ткать перестанут? А валюты в России и без станков с паровой тягой можно собрать предостаточно. Бандиты-казачки потиранят аборигенов далёких окраин. И потекут потоки ясака в казну. С потерями, конечно. Но кто их считает? Должны за год собрать с Сибирского царства тысячу тысяч шкурок, чистым числом в казну. А сколько на местах сверх меры затребуют сборщики, это, уж как повезёт аборигенам. Бывало, что непомерно лютующих сборщиков ясака убивали...
И мощь России прибывала не умом самоучек, вроде лесковского Левши. А набегами и грабежами. Сначала бескрайние сибирские просторы завоевали чингизиты. А с 16 века бандиты-казачки стали для Российской империи отвоёвывать восточные земли по клочку. От Урала до Охотского моря. От Тибета до Северного Ледовитого океана. Вперёд двигались бандиты, которые привыкли жить убийствами и грабежом. За ними подтягивались части регулярной армии и на месте острожцев ставили крепости. А после уже новые места обживали колонисты разных мастей - безземельные крестьяне, авантюристы-предприниматели, ссыльные, беглые, ...
Освоение Сибири сильно смахивает на освоение Северной Америки. Только Сибирь от старого света отделена не океаном, а Уральскими горами. Ещё одна параллель напрашивается, когда читаешь о
знамёнах Ермака. Все эти походы на Сибирь очень смахивают на
крестовые походы.
О, как же новые режимы стеснялись грязного прошлого! Вместо слова "завоевание", чаще использовали "присоединение" или "освоение". Живут себе аборигены в глухих таёжных краях, молятся своим богам, никого не трогают. И тут приходят к ним с гиканьем и улюлюканьем какие-то лихие люди и начинают "осваивать", "присоединять"... Историки новых времён троготельно расписывают, как на дикарей пролился свет цивилизации. Мол, вслед за первооткрывателями на новые территории пришли церкви, школы, больницы, ... Но читая очерки беспристрастных историков, видим, что сначала "покорители Сибири" осквернили и разрушили аборигенских идолов и их святые места. Заразили местных болезнями, которых они не знали. Неугодных и непокорных поубивали. Слабых споили водкой и силой подчинили. А после, конечно, записали в христиане, научили писать долговые расписки и считать подати, которыми их обложили новые покровители.
Интересна история завоевателей Сибири. Беглого преступника по кличке Ермак российские власти приговорили к высшей мере. Но преступник ловко скрывался и продолжал заниматься убийством и грабежами.
А когда Ермак стал делиться награбленным с властями, те его реабилитировали и даже наградили. Вот это история! Только империи не вечны. И памятник бандиту Ермаку, стоявший в Казахстане, был разрушен так же, как когда-то ермаковская шайка крушила идолов покоряемых племён.
Разрушенный памятник Ермаку
тайно вывезли в Россию и восстановили. Каменный идол перекочевал из Аксу (в советское время город Ермак) в Змеиногорск. К восстановленному памятнику местные граждане относятся с уважением. До его подножья проводится крестный ход. У подножья памятника посвящают новобранцев в казаки.
Но все ли жители окрестност памятника Ермаку знают настоящее имя этого россиянина и о славных его "подвигах"?
Сознают ли они, что поклоняются идолу-уголовнику? Да где там?.. На всех парах
мчится мифотворчество.
Казалось бы, Ермак не имеет никакого отношения к Змеиногорску. И все же существует легенда, что внутри сопки Караульной имеется подземное озеро, по которому плавает струг Ермака, до краев груженый червонным золотом.
И примечателны источники этого повествования - Этим гордится Алтайский край. Барнаул, 2008. С. 114-115., За науку. Барнаул, 2006. 1 сент. (№ 28).
Хороши наука и гордость. нечего сказать. Но, ведь, люди легковерны. Они охотно верят тому, что бандитов можно отправить в сопредельные территории для того, чтобы они помогли "присоединить" и "освоить" эти края. И этим бандитам поставят памятники и будут поклоняться, как святым. А после этого появляется уверенность в том, что так всегда и нужно поступать. Мол, такова свята традиция. Но все ли традиции нужно чтить и культивировать?
Если из всего написанного непонятным остался только заголовок заметки, можете найти разъяснение слова жёлтобилетница в словорях или
по ссылке. Хотя изначально хотел написать заголовок поярче, используя слово погрубее. Но ппишу для образовательных целей, а не для куражу.