Снова ложью и клеветой пестрят заголовки. И вновь нас с товарищами переполняет возмущение. Мы заявляем: позор авторам "жёлтых" скандальных статей и чиновникам, которым плевать на многодетных родителей, на судьбу людей попавших в беду.
Александра Барам погибла в пожаре 19 сентября, через 2,5 года после того, как в другом пожаре трагически погибли её четверо детей и бабушка, а в сугробе замёрз дядя, через год после того, как от болезни погиб её самый близкий человек Алексей Кулаков... А до этого - когда ещё все были живы - борьба за гражданство, за то, чтобы детей вернули из приюта....
Череда смертей, череда трагических чёрных дней, полных печали, грусти, тяжёлых раздумий. Череда социальных проблем, которые оказалось так сложно решать, когда против тебя власти, возмущённая общественность, сплетники и завистники, просто злые люди, которым неинтересно вникать в то, чем живёт конкретный человек.
Многодетность тут - не заслуга в нашей вымирающей стране, а отягчающий фактор для тех, кто рассуждает так: "Зачем плодить нищету!"
Гораздо проще закрывать глаза на проблемы получения гражданства, обеспечения жильём и трудоустройства, - те проблемы, с которыми Александра Барам так и не смогла справиться в нашем жестоком мире. Помогало Саше и её семье всего несколько человек, в том числе Сергей Пчелинцев и я вместе с Нижегородским отделением движения "В защиту детства"... Наши силы были весьма скромны, мы недостаточно внимания проявляли к Барам в последнее время, и лично я виню себя за это... Возможно, на какой-то момент мы даже поддались на уговоры ложных "доброжелателей" держать дистанцию от Барам, чтобы её именем, опозоренным продажными журналюгами не пятнать своего. Я не видел её два года...
Но это не значит, что я не доверял Саше, я вовсе не считал её недостойной того, чтобы жить полнокровной жизнью. Не считал так - вопреки общественному мнению, подогретому "жёлтой" прессой - и суд. Напомню, суд как раз признал Сашу Барам вполне достойной матерью и вернул ей её детей из приютов, куда они были необоснованно перемещены чиновниками. Чиновникам и журналюгам проще не решать проблемы граждан, а обвинять их во всех смертных грехах, закрывать глаза на то, что люди вынуждены ютиться в непригодных для жилья конурах и т.д.
Сейчас читаю заголовки, статьи, интервью, - и берёт злость на чиновников, которые вместо помощи говорили такое, за что действительно стыдно. Цитирую по "
Комсомольской правде": "Честно говоря, я Алексею посоветовала больше у нас в поселке не появляться, - спокойно рассказала тогда «Комсомолке» глава самоуправления поселка Юганец Татьяна Лейкам. - Так что они с Сашей подались в Горбатовку. У них там в доме и свет, и воду отключили за неуплату. Но мне все равно! Дети погибли, а об этих пьянчужках я не обязана заботиться".
Это было сказано после трагедии 2011 года! После травли в эфире Первого канала - на всю страну! В этих словах - обнажённая наглость, ложь, нежелание решать проблемы, злость представителя власти. Газета никак не комментирует эти слова, лишь повторяя и усиливая негатив. Что здесь возмущает? Первое. Любые обвинения должны быть доказаны, но все утверждения голословны. Второе. Власть должна служить народу, но на конкретном примере мы видим, что на беды обездоленных закрывают глаза. Третье. В то время как на официальном уровне у нас говорится много красивых слов о необходимости демографического роста, о поддержке русскоязычных переселенцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, о поддержке материнства и родительства, молодых семей и вообще социально незащищённых категорий граждан, - тут на виду у всех делается прямо противоположное.
По итогам трагедии 2011 года ясно, что это был несчастный случай. Сейчас - по-видимому, тоже. Не стоит искать мистики, - это совпадение, причиной которому стала общая неустроенность жизни российских семей, наших граждан и соотечественников. Подобное совпадение могло случиться в любое время, но оно стало особенно закономерным в современной России, где отброшены моральные устои, традиционные для нашей страны. В Советском Союзе, при социализме, когда действовал принцип: "Человек человеку - друг, товарищ и брат", когда государство было общенародным, - подобное было бы невероятным. Хотя бы потому что не существовало проблемы беженцев из союзного Таджикистана (таких, как Барам), действовала всеобщая трудовая повинность (все люди трудоспособного возраста днём работали), дети были пристроены в детсады и школы, за состоянием жилых домов строго следили соответствующие службы.
Поскольку я неоднократно встречался с Сашей, скажу, что по характеру она была доброй, мягкой и даже милой женщиной, общительной, гостеприимной, скромной. Скорее, ей владели эмоции, а эгоизм и расчёт были ей совершенно чужды. Она ждала своего счастья, опоры, поддержки, направляющей силы. Такой силой для неё был её друг Алексей, к сожалению, в 2012 году трагически ушедший из жизни. Социальные проблемы, жестокость людей свели в могилу целую семью. Очень жаль. Сильная личность при поддержке друзей могла бы справиться, Саша - пыталась, но не смогла. Не нашлось таких людей, которые были бы рядом... Увы... Это не повод для злорадства. Это очень горько.
Сейчас не место и не время для того, чтобы навешивать рялыки, ёрничать и приплетать сюда "высший суд" и прочие мистические суеверия. Надо ещё раз переосмыслить, что должны делать мы, чтобы такое не повторилось - ни с нами, ни вокруг нас.
Произошедшее - при всей непохожести ситуации, учитывая разное отношение к погибшим - можно поставить в один ряд с такими трагедиями, как пожары в интернатах для стариков и душевнобольных, как техногенные катастрофы, даже как Беслан и другие теракты. Корень зла тот же - озлобленное, с очерствевшими душами, развращённое погоней за личной выгодой и барышом капиталистическое общество с алчными, равнодушными и лживыми чиновниками и их прихвостнями - журналюгами, сплетниками...
История с Сашей Барам и её семьёй - это индикатор социальных проблем. Решать эти проблемы не под силу отдельным активистам, пусть даже с самыми хорошими связями и самыми добрыми, отзывчивыми сердцами. Надо всем вносить свой маленький вклад в общее дело. Больше требовать от себя, окружающих нас людей и от государства. А в перспективе - изменить общественные отношения, построить новое, более справедливое и человечное общество.
На фото: Александра Барам и Алексей Кулаков, 2011 г. Фотограф Антон Тюмков.