Он умер 7 мая 1979 года, не дожив двух суток до Дня Победы, за которую воевал четыре года... После серьёзного сердечного приступа Алексей Смирнов пролежал в больнице больше полугода. За это время никто, кроме Леонида Быкова, Алексея Макаровича так и не навестил. 25 марта 1979 года Быков пришел к другу и, прощаясь, сказал фразу из «Стариков»: «Будем жить, Макарыч! Будем жить». Спустя 2 недели Леонид Фёдорович Быков трагически погиб в автокатастрофе. Смирнов в те дни по-прежнему находился в одной из ленинградских больниц и ничего не знал о смерти лучшего друга. Врачи не сообщили Смирнову о трагической гибели Леонида Быкова. Боялись, что это известие сломает его. Только накануне выписки, 7 мая, кто-то из врачей сообщил ему об этом.
В тот же день Алексей Макарович умер (по другой версии 7 мая Алексея Смирнова выписали из больницы. В этот же день он накрыл стол для врачей и поднял первый тост за своего друга Быкова, который снял такой душевный фильм о войне. Выпить рюмку за здоровье друга он не успел. Главврач обнял артиста и сказал: «Нет с нами больше Быкова. Мы боялись вам сказать...» Смирнов молча поставил рюмку, ушел в палату, лег на кровать и... умер). Ему было всего лишь 59 лет.
Большинство режиссёров и коллег-актёров считали его недотёпой, а зрители обожали за комические роли. Все смеялись до слёз, видя на экране лентяя-строителя Федю из «Операции Ы» или добродушного толстяка в чепчике в киноленте «Свадьба в Малиновке», с которым бандит Попандопуло делил награбленное добро. Не забыть Алексея Смирнова в образе матроса Кныша в «Полосатом рейсе» и механика, который украдкой крестит пилота Титаренко перед полётом в фильме «В бой идут одни старики». Мало кто знал, что этот большой, добрый и очень скромный человек во время Великой Отечественной войны служил во фронтовой разведке, был асом рукопашного боя и удостоен высоких наград, которые ценятся наравне со Звездой Героя...
Алексей Макарович Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилове Ярославской области. Окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии (1940). После её окончания некоторое время работал актёром эстрады. Однако начавшаяся вскоре война заставила его забыть о сцене на несколько лет. На фронт Алексей Смирнов ушел добровольцем. Никакой военной специальностью в мирное время он не владел, а служить попал в войсковую разведку. Туда не всех подряд приглашали, отбирали лучших из лучших. Центральный архив Министерства обороны хранит в своих недрах красную папочку с личным делом красноармейца Алексея Макаровича Смирнова.
Из личного дела Смирнова:
Командовал огневым взводом в 169-м миномётном полку, прошел путь от рядового до лейтенанта. Два ордена Славы - 2-й и 3-й степени, орден Красной звезды, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги.
Всего у Алексея Макаровича Смирнова было 11 боевых наград
Выдержки из наградных листов:
«9 апреля 1944 года в районе деревни Пилява после мощных артналётов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в атаку. Тов. Смирнов со взводом открыл мощный миномётный огонь по немецкой пехоте. В этом бою огнём взвода было уничтожено: 4 станковых и 2 ручных пулемёта, 110 фашистских солдат и офицеров. Контратака немцев была отбита»
«К приказу по третьей артиллерийской дивизии от 15 сентября 1944 года: 20 июля 1944 года в районе высоты 293 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Товарищ Смирнов, воодушевляя бойцов бросился в бой и отбил нападение немцев. Сам лично взял в плен 7 гитлеровцев. 27 июля, в районе деревни Журавка, выходя из окружения, взял в плен 5 гитлеровцев. Товарищ Смирнов А.М. достоин правительственной награды - ордена Славы 3 степени. Командир 169 минометного полка Сальцын».
Второй орден Славы он получил за бой близ деревни Посташевице. Вновь была немецкая атака, рукопашный бой и скупые строки в наградном листе:
«Товарищ Смирнов с тремя бойцами бросился на немцев и лично из автомата убил трех гитлеровцев и двух взял в плен. 22 января 1945 года, несмотря на интенсивный ружейно-пулемётный и артиллерийско-минометный обстрел, с расчетом переправил на себе миномет на левый берег реки Одер. Откуда огнём из миномёта уничтожил 2 пулемётные точки в деревне Эйхенрид и до 20 гитлеровцев. 36-й артполк овладел деревней и плацдармом на левом берегу реки Одер.»
Одер, между прочим, не ручеек узенький, и перетащить на себе 120-миллиметровый ствол с чугунной плитой и минами - непростая задача, посильная только такому богатырю, как отчаянный боец Алексей Смирнов. А бой с 40 немцами? Можно только представить. Четырехорудийная минометная батарея вряд ли насчитывала больше полутора десятков бойцов. Да и в контратаки ходить артиллеристы не привыкли. А уж как в рукопашном бою можно в одиночку «повязать» сразу семерых, могут объяснить разве что мастера восточных единоборств.
Однажды Смирнов спас жизнь своему командиру Игорю Кириченко. В освобожденном городе проводили, выражаясь современным языком - зачистку, в домах кое-где прятались снайперы. Подбежали к подъезду, Кириченко стал подниматься на второй этаж, чтобы проверить обстановку. Смирнов же заметил под лестницей немца, который приготовился стрелять в спину советскому офицеру, - и выстрелил на мгновение раньше...
Тяжелое это время - война: идти в бой трудно и ждать его нелегко. «Здесь мы киснем, а там будем бурлить!» - говаривал Алексей Смирнов, радуясь новостям о готовящемся наступлении. Чтобы скрасить ожидание и убить скуку Алексей Смирнов часто организовывал концерты самодеятельности, которые однополчане вспоминали и после Победы. Его коронная роль на войне - Швейк. Особой популярностью пользовалась… оперетта «Свадьба в Малиновке». Смирнов играл роль Яшки-артиллериста с необыкновенным успехом!
До Берлина оставалось совсем чуть-чуть, но тяжелейшая контузия прервала боевой путь А.М. Смирнова. После длительного лечения в госпитале он был комиссован из действующей армии.
Для информации:
Орден Славы - военный орден СССР, учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Награждаются лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта. Вручался только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались.
Орден Славы по своему статуту и цвету ленты почти полностью повторял одну из самых почитаемых в дореволюционной России наград - Георгиевский крест.
Орден Славы имеет три степени, из которых высшая I степень - золотая, а II и III - серебряные (у второй степени был позолочен центральный медальон). Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности - от низшей степени к высшей.
Вся эта красота красовалась на парадном костюме, который после Победы актер из скромности надевал крайне редко. О войне он вспоминать не любил и никогда не козырял своими боевыми заслугами. Только самые близкие люди знали о его героическом военном прошлом, а в театре, где работал Алексей Смирнов, долгое время ничего не знали о его боевой славе. Он очень не любил распространяться на эту тему: «Ну, служил, ну, есть какие-то награды - так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал». Однажды в 1954 году театр гастролировал в закрытом городе Капустин Яр. В выходной день актеры вышли прогуляться в поле. Неожиданно они увидели отдыхающих военных. Смирнов, преобразившись, строевым шагом направился к одному из шезлонгов. «Товарищ маршал, разрешите доложить: лейтенант Алексей Смирнов!» - отрапортовал он. Далее вспоминает директор Музкомедии: «Я присмотрелся: перед нами - сам маршал Жуков. «Смирнов?.. Слышал-слышал. А что сейчас делаете?» - «Я артист, работаю у вас во Дворце культуры». - «Хорошо, вечером обязательно приду на ваш концерт». В тот день Жуков действительно пришел на наше выступление. Потом адъютант шепнул Смирнову: «Маршал лично приглашает вас на банкет». Так мы узнали о заслугах нашего коллеги».
В труппу Ленинградского театра музыкальной комедии он был принят в 1946 году, когда вернулся в Ленинград, где жила его мама. Сначала играл в массовках, затем получил ряд ролей второго плана. Учитывая колоритную внешность актёра, режиссёры обычно доверяли ему исключительно комические роли... В начале 50-х на счету Смирнова было несколько заметных ролей в репертуаре Театра музкомедии. Особенно актёру удалась роль Петра I из «Табачного капитана».
Но актёр пошёл другим путём. Слава об актёре-комике довольно быстро распространилась тогда не только в театральной среде, но и среди кинематографистов. В 1958 году режиссёр Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей». Актёр сыграл в нем «буржуйчика» - единственного комического персонажа в этой серьезной картине. И Смирнову удалось рассмешить зрителей. В 1961 году на экраны страны вышли сразу два фильма с участием Смирнова, которые имели хороший приём у публики: «Полосатый рейс» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Однако настоящее открытие Смирнова для всесоюзного кинозрителя произошло через два года благодаря Леониду Гайдаю. В новелле «Вождь краснокожих» из фильма «Деловые люди» он доверил Смирнову роль Билла - добродушного увальня, решившего заработать себе на жизнь с помощью киднеппинга. Фильм имел прекрасный приём. После этого успеха актёр Смирнов начал своё триумфальное шествие по съёмочным площадкам страны. Острохарактерные комедийные роли сделали Смирнова кумиром миллионов кинозрителей.
Между тем в повседневной жизни Алексей Макарович был совсем иным человеком, чем его экранные герои. Из-за тяжелой контузии он так и не смог создать семью, и единственной женщиной, которая коротала с ним дни в ленинградской коммуналке, была его мама, которую он безумно любил. Жили они скромно, совсем не так, как принято жить семье актёра, имеющего всесоюзную славу. Отдельную квартиру ему, заслуженному фронтовику, актёру, принёсшему своим талантом в кассу советского кинематографа миллионы рублей, человеку, на руках которого была серьёзно больная мать, ленинградские киночиновники дать так и не удосужились, а сам за себя он просить не умел...
На счету актёра десятки киноролей, но собенную популярность актёру принесла роль Макарыча в фильме «В бой идут одни старики», которую режиссёр и автор сценария этого фильма Леонид Быков написал специально для Смирнова.
Последние годы жизни Смирнова сложились непросто. Из-за многочисленных болезней он стал мало сниматься. Особенно Алексей Макарович сожалел, что не смог сняться в последнем фильме своего лучшего друга Леонида Быкова - «Аты-баты, шли солдаты...», где режиссёр также приготовил для него интересную роль...
Похоронен Алексей Макарович на Южном кладбище (г. С.-Петербург, 3-й рябиновый уч., 21 ряд, 9 могила).
Вечная Память и Слава, русскому Актеру и Солдату - Алексею Макаровичу Смирнову!!!