По совпадению, именно 18 ноября были заключены два договора, давшие жизнь известному Панамскому каналу: в 1901 году - англо-американский, а в 1903-м - уже американо-панамский. А между ними случилось немало интересного. Хотя событий вокруг этого замечательного сооружения происходило предостаточно и раньше, и позже. Но - по порядку.
Сама идея принудительно соединить Тихий океан с Атлантическим возникла давно - ещё в XVI веке, но испанский король заткнул прожектёров словами: «Человеку не дано соединить разъединённое Богом!..» На столетия дело заглохло. Но в середине XIX века проектом заинтересовались недавно народившиеся США. Правда, потом они отвлеклись на свою гражданскую войну и её последствия - и к 80-м годам инициативу перехватили французы. (Надо сказать, тогда обсуждался альтернативный Никарагуанский вариант - но к нему мы ещё вернёмся).
Спустя десять лет дело закончилось грандиозным скандалом: «Всеобщая компания межокеанского канала» обанкротилась, её восемьсот тысяч вкладчиков потеряли деньги, а руководитель и вовсе - разум. (Попал под раздачу и активно участвовавший в мероприятии будущий строитель знаменитой башни Эйфель). С тех пор словечко «панама» стало обозначать особо крупную аферу. Справедливости ради, это было не совсем так: организаторы попросту крупно просчитались с реальной стоимостью проекта, и слишком много потратили на подкуп чиновников и рекламу.
После успешной для себя войны с Испанией, в игру вновь вступили американцы - причём очень элегантно. Сначала, в уже упомянутом 1901-м, они договорились с англичанами (те воевали с бурами в Африке, им было не до каналов). Ещё изящней янки отделались от французов: они сделали вид, что собираются идти по Никарагуанскому маршруту, и Конгресс даже принял соответствующий билль. Разочарованные европейцы поспешили за недорого уступить уже начатую стройку с оборудованием вместе (между прочим, примерно треть канала «аферисты» прорыть успели!) Американцы немедленно аннулировали свой закон - и двинулись в Панаму.
Однако, тут возникло новое неожиданное препятствие: никакого государства Панама в то время не существовало - это был штат Колумбии! И вот сенат этой самой Колумбии неожиданно упёрся. Штука в том, что договор с французами истекал в 1904-м, а по нему весь недосторой задаром отходил именно колумбийцам. Потерпеть оставалось каких-то полгода!
Впрочем, американцы не могли вот так запросто пустить псу под хвост проделанную кропотливую работу. Отказ пришёл в августе, и тут же народ Панамы испытал непреодолимое желание отделиться от Колумбии. Нашёлся харизматичный лидер, нагрянул ВМФ США (как всегда неравнодушный к любой справедливой освободительный борьбе) - и 3 ноября 1903-го Панама обрела независимость.
А уже 18-го новорождённая республика подписала договор, по которому американцы на неопределённый срок получили «…зону земли и земли под водой для сооружения, поддержания, эксплуатации, установления санитарного порядка и защиты упомянутого канала». Был там и ещё один примечательный пункт, который пригодится много позже: если США сочтут, что власти Панамы не в состоянии поддерживать порядок в собственной стране, американцы вправе навести его своими силами, и по своему усмотрению.
Заметим: строительство вело Минобороны, при этом были учтены все ошибки незадачливых французов. Например, американцы начали с уничтожения комаров. Как говорят, при их предшественниках лихорадка унесла жизни двадцати тысяч рабочих.
В августе 1914 года через канал прошло первое судно, а официально он открылся в 1920-м. Пропуская целый ряд событий, отметим: в семидесятых популярный панамский президент Торрихос договорился с американцами, что они отдадут-таки канал в 1999-м. Правда, вскоре его самолёт загадочным образом разбился. На смену пришёл президент Норьега. И местной оппозиции не удавалось его спихнуть, пока в 1989 году на помощь не пришёл всё тот же ВМФ США. Канал, впрочем, десятилетием позже Панаме всё же передали. Сейчас его модернизируют: как-никак, за столетия габариты судов существенно изменились.
Разумеется, «панама» - это ещё и шляпа. Надо сказать, вообще-то, она - эквадорский национальный головной убор из специальной соломы токилья. Но название вошло в широкий оборот именно после того, как партию «сомбреро де паха токилья» закупили именно для строителей Панамского канала.
Не так давно наметился возврат к Никарагуанскому проекту - причём, концессию на него получили китайцы. (Как известно, Китай - крупный импортёр венесуэльской нефти). Предполагается, что проект обойдётся в $40 млрд., а конкурирующий канал будет шире и глубже Панамского (правда, и существенно длиннее). Впрочем, это - совсем другая история.
Спасибо Совсем недавно был большой скандал, связанный с тем, что реконструкция канала была остановлена, потому что строители сильно просчитались со стоимостью проекта. Проблему разруливали на уровне правительств. Прогулка по граблям - старая добрая традиция всего человечества :)