Jul 10, 2012 12:46
Перечитывая Макаренко, понимаю, что в наши дни, очень незаслуженно забыто слово «воспитатель». Ведь именно сейчас человечество нуждается в них как никогда. Написаны уже сотни книг о т.н. информационном обществе, которое в реальности оказалось обществом информационного шума. Сейчас существует огромный выбор, «рынок» ценностей, идеалов, смыслов, учений и фактов. Но очень мало осталось тех, кто способен помочь нам разобраться: что же кроется за каждым из них.
У людей, заставших еще времена СССР и биполярного мира, есть определенный «запас идейной прочности» (неважно, советского образца или американского), который они получили в семье, в школе, пионерлагерях и трудовых коллективах. Благодаря этому запасу и жизненному опыту они могут держаться своего курса в разбушевавшемся море информации.
А вот у современной молодежи такого запаса нет и не предвидится: институты семьи, образования и государства работают сейчас совсем иначе чем двадцать-тридцать лет назад.
Начнём с государства: сегодня в РФ есть специальная статья Конституции, в которой говорится, что государственной идеологии в стране нет и быть не может, а в Украине зарисовки «национальной идеи» настолько пестры и разнообразны, что иногда страшно становится. Поэтому нет и внятных «пионеров» или «бойскаутов» - власть не выдвигает запрос на готовность граждан к борьбе. С другой стороны, на эту роль метит церковь в РФ и националисты на Украине (с детскими организациями всё в порядке и у тех и у других). Но пока это только тенденции.
Когда государство не ставит задачу придерживаться каких-либо ценностей, система образования её бодро выполняет! А конфликт поколений между преподавателями старой закалки и молодняком служит прекрасным примером системной шизофрении для учеников. В итоге, весь этот «болонский процесс» приводит к созданию узкой специализации, принося в жертву знания общих законов и закономерностей природы и общества.
Продукт этой системы - человек с мозаичными знаниями. Мир для такого человека - огромный паззл, в котором есть заполненные островки детализированного знания и опыта, окруженные забитыми мусором просторами невежества. А загвоздка в том, что даже при желании человека восполнить пробелы в собственном миропонимании, ему придется искать нужные детали, разбросанные как попало среди мусора. Усугубляется ситуация тем, что человек не знает даже приблизительно что должно получиться в итоге.
Семья за последний век также претерпела много изменений. Современный мир, идущий уверенной поступью капитализма и эмансипации, создает такие условия, когда и отец и мать работают минимум 8 часов в сутки, а также ведут активную жизнь. Кто в это время занят воспитанием ребенка? В лучшем случае - бабушки и садик, а в худшем - телевизор.
Что же получается? Человек в первых 15-25 лет жизни вместо того чтобы усваивать в чётко обозначенных рамках что хорошо а что плохо, а затем во взрослой жизни действовать сообразно с этими установками, вынужден барахтаться в океане суррогатов знания и информации-ширпотреба, рефлекторно выхватывая из этого месива то, что оказывается к нему ближе.
Теперь давайте признаемся, что продукт этого общества - это человек, не имеющий чётких ценностных установок, высших мотиваций и осознаваемых смыслов. Человек, который за узким спектром специального образования не видит и не воспринимает общих закономерностей вне своей области. Человек, личность которого сложилась не через осмысление и продолжение идей своих предков и своего народа, а под влиянием интернета и телевизора… А потом задумаемся, какими у этого человека будут дети?
Идеальными потребителями. Легковерными - ведь они не знают ничего о мире кроме своей работы и репостов контакта. Бессистемными - ведь они не знают ни математики, ни физики. Бессмысленными - ведь они будут бороться за добро утром в компьютерных играх, а вечером будут утверждать, что ни добра ни зла не существует, а мир - иллюзия (ведь это модно - ставить себе в статусы крутые цитаты). А также ими будет легко манипулировать: для этого их и создают.
Хотим ли мы такого будущего для себя? Я - нет. Поэтому прошу сейчас всех вспомнить о важности воспитания.
Продолжение следует.
манипуляция,
информация,
ссср,
осознание,
народ,
смысл,
идеология,
россия,
украина,
общество,
воспитание,
идея