Вернёмся к азам.

Aug 31, 2012 19:29

 
В своем докладе о дисциплине я позволил себе усомниться в правильности общепринятых в то время положений, утверждавших, что наказание воспитывает раба, что необходимо дать полный простор творчеству ребенка, нужно больше всего полагаться на самоорганизацию и самодисциплину. Я позволил себе выставить несомненное для меня утверждение, что, пока не создан коллектив и органы коллектива, пока нет традиций и не воспитаны первичные трудовые и бытовые навыки, воспитатель имеет право и должен не отказываться от принуждения. Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива.
   В итоге я отстаивал линию создания сильного, если нужно, и сурового, воодушевленного коллектива, и только на коллектив возлагал все надежды; мои противники тыкали мне в нос аксиомами педологии и танцевали только от "ребенка".
А. С. Макаренко, "Педагогическая поэма"

Казалось бы - более полувека прошло со времен колонии имени Горького, труды Макаренко изучают практически во всех педагогических ВУЗах, а эти абзацы по-прежнему для многих воспринимаются как откровение свыше.

Всем, кто говорит о том, как изменить наше общество к лучшему, необходимо выстрадать эти слова. Понять, прочувствовать, пропустить через свою жизнь. А если нет возможности их прочитать - придумать заново самим.

развитие, Макаренко, наука, цитаты, воспитание, общество

Previous post Next post
Up