"Умные" против "Глупых" - первая часть.

Jun 21, 2012 20:22


продолжение и развитие записи "о наболевшем"

Мы не знаем общества в котором живем.
Ю. Андропов

Если отбросить эмоции и лирику, можно рассмотреть то, что имеем в сухом остатке.

А там присутствует одна главная общественная тенденция - разобщение народа по всем доступным признакам: богатые против бедных, умные против глупых, левые против правых, православные против всех остальных, русские против украинцев и так далее.

Зачем?
Чтобы построить капитализм. Для этого необходимо уничтожить общину и традицию как основы славянской ментальности, расщепить народ на индивидов, которые изо дня в день заняты "войной всех против всех" и работой на своего либо заморского дядю, а за высшую ценность почитают самому стать дядей, на которого работают.

Как?
Каким образом это делается? Создаются благоприятные условия: от принятия законов и доктрин(взять хотя бы вот  этот материал) до вбросов в медиа (смотрим выступления Ашманова), от непрепятствования (а то и поддержки) развития одних организаций до запрета деятельности других.

Этот нехитрый принцип известен как минимум со времен Древнего Рима.

Итак, проблема "интеллектуалы против быдла" это еще одно проявление этой тенденции.

Для того чтобы понять всю остроту сложившейся ситуации, следует проследить откуда у неё растут ноги, то есть определить её исторический генезис. Для этого прошу вас ознакомиться с данным графиком:

Динамика интеллектуального развития и расслоения общества в период с 1900 до 2012 года.


Дореволюционный период: 85 процентов населения Российской Империи - крестьяне. В пределах остальных пятнадцати находится дворянство, рабочие, ростки столыпинской буржуазии (как городские), так и отколовшиеся от крестьянства. Ситуация с образованием в деревне плачевная, безграмотность на очень высоком уровне. Так что условно «умные» обретаются вне крестьянства и составляют безусловное меньшинство. По мере приближения к 17 году, интеллигенция и дворянство, которые подходят всё ближе к модерновой и просвещенной Европе, всё больше отрываются от общинного и «отсталого» по их понятиям крестьянства. Происходит ситуация, похожая сна сегодняшнюю - значительной части «интеллектуальной элиты» намного комфортнее жить на Западе и ощущать себя его частью, а неподконтрольная им Родина с её «традиционным аграрным коммунизмом» и нежеланием перестраиваться по западному образцу становится обременением. И тут начинается Первая Мировая Война.

Революция и гражданская война: Этот период совершенно справедливо называют смутным. Окрылённые успехом, а затем морально разбитые провалом Февраля «умные» массово исходят в эмиграцию, многие из тех кто остался попадают в топку гражданки. Следовательно, количество «умных» самых разных мастей резко уменьшается. Крестьянам же, которые помимо того, что воюют за обе стороны, а к тому же кормят и красных и белых (с учётом периодически набегающих интервентов) - явно не до образования. В общем и целом, с Февраля 1917 количество «умных» у нас уменьшилось в разы, хотя качество их хуже не стало. Воссоздание интеллектуального потенциала страны приоритетной проблемой для молодой Советской власти.

Ленинско-Сталинский период: Несмотря на огромное количество противоречий и спорных моментов этого исторического отрезка, я считаю, что его значение для потомков переоценить невозможно.

По окончанию гражданской войны, большевики оказались в ужасном положении: огромная, отсталая страна, которая воевала почти 10 лет к ряду. Нехватка технологий, ресурсов, людей. Но и огромный подъем народной энергии, заряженность на лучшее будущее. А в будущем виднелся призрак то ли новой мировой войны, то ли предвестие мировой революции. Необходимо было проводить срочное укрепление, реорганизацию в стране. Этому мешали много объективных факторов, из которых я хочу озвучить два: изможденность народа непрерывной войной и чрезвычайный дефицит компетентных кадров: учителей, управленцев, специалистов. Следует отметить, что большая часть даже наличествующих интеллектуальных резервов страны выросла и несла в себе ценности еще царские, не умела и подчас не желала перенимать методы, ценности и идеи нового порядка. Для преодоления этой проблемы была внедрена типичная для постреволюционных обществ схема «управленец + комиссар», которая хоть и была объективно необходима, привела к трагическим процессам начала и середины тридцатых годов.

Для того чтобы дать людям глоток свежего воздуха перед неминуемым очередным напряжением, а также попутно взрастить новое поколение работников умственного труда и двигателей отечественной науки, была введена политика НЭПА в сфере экономики, а так же «коренизация» в культуре.

Естественно, ресурс для взращивания нового поколения интеллектуальных сил СССР был в крестьянстве. По моему глубокому убеждению, если бы не было того трактора, который «… в поле дыр-дыр-дыр», не было бы ни Великой Победы, ни Гагарина…

Таким образом, когда из крестьянства, путём извлечения на стройки, заводы и в города, формировалась новая советская элита, община в них не только не разрушилась, а наоборот укрепилась и приобрела новые формы, а связь города и деревни сильно окрепла. В этом принципиальное различие процесса 20х-30х годов в СССР и классической западной модернизации.

Но расслабленность НЭПа не могла двигаться долго - несмотря на духовный подъем, в городах и весях ширилась настоящая коррупция, вкупе с мошенничеством и укреплением позиций отживающих запланированный сверху срок комиссаров, которые по сути уже были тормозом развития нового поколения.

Уже в конце двадцатых годов стало совершенно ясно, что необходимо форсировать индустриализацию страны, предварительно коллективизировав сельское хозяйство. Лучше всего эти процессы характеризует высказывание Сталина 1931 года: «…Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Не хочу сейчас говорить о страшной цене преобразований двадцатых-пятидесятых (а в особенности, тридцатых) годов, но с тем, что с работой по постройке и укреплению страны новые «умные» вместе со своими старшими товарищами справились блестяще говорит уже то, что обьекты, построенные тогда, спустя семьдесят лет выходят из строя реже, чем современные поделки.

Итак, за первые тридцать лет Советской власти, была проделана огромная работа как сверху так и снизу по созданию интеллектуального потенциала в стране. Была реализована меритократическая система оценки труда - учёные и инженеры могли прожить достойно без взяток. Было внедрено обязательное начальное, а следом и среднее образование. Связь «умных и глупых» не только не разорвалась, а и намного окрепла, появились невиданные до того времени социальные лифты и возможности. Казалось бы, мало что предвещало события, которые произойдут в конце восьмидесятых.

Конец первой части.

Продолжение разбора графика и выводы из него будут в следующей записи.

разобщение, быдло, ссср, развитие, интеллектуалы, история, интеллигенция, общество

Previous post Next post
Up