Приближаются парламентские выборы в Украине. При всей неоднородности и откровенной склочности объединенной оппозиции «Батьківщина», у них есть все шансы победить либо в случае проигрыша организовать «майдан №2». Но пока что фаворитов на выборах-2012 определить невозможно.
О том, как изменится жизнь если победит партия власти, сейчас говорить не буду: понятно, что они будут искать баланс между блоками, как делают это последние два года. Почему этот курс проигрышный и к чему он ведет страну, я писал ранее
здесь.
Главная наша задача на данный момент - определить, куда же поведёт страну в случае победы объединенная оппозиция и как это отразится на жизни большинства украинцев.
Ни для кого не секрет, что Арсений Яценюк, лидер оппозиционеров, - это фигура, выпестованная США и позиционируемая ими как Виктор Ющенко №2. Никто не скрывает, что при повторном захвате власти «оранжевыми», внешнеполитический курс Украины круто развернется, причем «задом» к России и «передом» к Евросоюзу.
Ах, это волшебное слово - Евроинтеграция
По мнению доброй половины украинцев, интеграция в Европу - это обретение финансового рая с зарплатами от 1500 евро и минимальным налогообложением. Также «европейская мечта» включает в себя сокращение количества чиновников и олигархов, внезапное окультуривание большинства неблагополучных соотечественников и победу всего хорошего над всем плохим.
К сожалению, это всего лишь красивые абстракции, навязанные нам искусными западными пиарщиками. В реальности, ЕС представляет собой колосс на глиняных ногах, разъедаемый внутренними противоречиями и огромными долгами, а европейские политики и бизнесмены - не добрые эльфы, стремящиеся помочь нуждающимся, а жесткие прагматичные дельцы, готовые на всё ради извлечения прибыли. Если впустите их к себе домой, они в первую очередь будут думать не о ваших, а о своих интересах.
«Не бойтесь, операция пройдет быстро и безболезненно»
Украинцы уже привыкли к тому, что курс на Европейский Союз сродни движению к коммунизму - всё идем и идем, но никак не приходим. Но ничто не вечно! Сейчас ситуация круто поменялась по сравнению даже с 2008 годом: в виду набирающего обороты мирового кризиса, а также
рекордного долга стран еврозоны, Европа очень нуждается в быстрых деньгах. А у нас есть два «лакомых куска», к которым у них пока ограничен допуск: розничная торговля и земля. Поэтому, смею вас заверить, в случае победы Яценюка, «европеизация» Украины будет ускорена и займёт всего пару лет.
По ком звонит европейский колокол?
Если вы когда-либо посещали страны еврозоны, то не могли не заметить отсутствия привычных для нас базаров, киосков и продуктовых магазинов: в ЕС малый и средний бизнес практически вытеснен из сферы розничной торговли транснациональными корпорациями. И если в любом среднем украинском городе есть три-четыре рынка, сотни продуктовых магазинчиков и тысячи ларьков, то в таком же по размеру городе в Германии или Голландии, вы найдете вместо них десяток гипермаркетов типа LIDL и METRO, которые держат в своих руках 90% розничной торговли.
Небольшое отступление:
Корпорации типа «Метро» и «Ашан» выигрывают за счет огромных финансовых возможностей и особой организации торговли. Если для нас типичной является схема производитель-оптовик-продавец (в которой продавцы - это 90% украинского микро-, малого и среднего бизнеса), то на Западе титаны бизнеса типа METRO напрямую работают с производителем и сами сбывают свой товар, за счет чего «продавцы» оказываются лишними звеньями цепи.
К чему приводит приход таких компаний на национальный рынок, мы можем видеть на живом примере стран, которые не так давно вступили в ЕС: по последним наблюдениям, каждый гипермаркет, открытый в небольшом городе, приводит к ликвидации примерно трех тысяч мелких предпринимателей. А в целом вхождение европейских гигантов на наш рынок должно привести к повышению уровня безработицы в Украине еще на 10% (сейчас реально безработных в Украине около 6-8%).
Справедливо возникает вопрос: а почему европейские корпорации так легко захватят наш рынок, ведь есть и украинские розничные сети, такие как «Сильпо», «Эко-маркет», «Фуршет» и другие? Ответ прост - он заложен в сравнении чисел: за 2011 год, оборот Fozzy Group («Сильпо»), самой крупной торговой сети Украины, составил примерно 3 млрд. долларов, а оборот французской Groupe Auchan SA («Ашан») за 2010 год - свыше 50 млрд. долларов. Кстати, чуть ли не единственной компанией, которая не потеряет рынок при вхождении в Европу, будет «Фуршет» Игоря Баленка, 20% которого принадлежит тем самым Auchan. Напрашивается вывод, что Баленко - главный спонсор партии Яценюка - готовит почву партнерам по бизнесу.
Итак, завоевание украинского рынка европейцами будет проходить по такой схеме:
- Вхождение европейских корпораций на украинский рынок.
- Создание условий для перехвата рынка (торговые гиганты могут без особых трудностей работать год-два себе в убыток, продавая товары по бросовым ценам, в то время как отечественные сети, а уж тем более мелкие предприниматели, не смогут себе этого позволить!), отсутствие реальной помощи малому и среднему бизнесу со стороны государства.
- Возвращение прибылей путем нормализации цен и уничтожения конкурентов.
Вот и представьте себе как «длинная рука рынка» обеспечит равную конкуренцию между бизнесменом из Хмельницкого, который держит пять ракушек на рынке и, к примеру «METRO», годовой оборот которого - порядка $80 000 000 000! Или каково будет работать кустарному мебельщику в Виннице, когда в центре города откроет свою базу IKEA (которую, кстати, упорно не пускают на наш рынок бело-голубые) с оборотом в $28 000 000 000…
Горькая ирония состоит в том, что именно малые и средние предприниматели, а также их работники, которые в массе ратуют за вступление Украины в Европу, станут первыми и главными жертвами «европеизации» страны!
Здесь мне могут возразить, что в Украине и так слишком много дельцов и менеджеров, в то время как большинство заводов и предприятий в полной разрухе. Справедливо! Эту проблему необходимо решать, но я не считаю выходом из ситуации выкидывание сотен тысяч людей на улицу. Кстати, задумайтесь, а чем займется эта армия безработных?
Видимо и у нас не за горами массовые волнения со швырянием коктейлей Молотова, камней и кусков арматуры в милицейские заслоны, и ответы в виде слезоточивого газа, струй из водометов и старых добрых пуль с другой стороны баррикад. Благо, лекала правильных «европейских» протестов уже отработаны в странах PIGS (Португалии, Италии, Греции и Испании), где уровень безработицы уже зашкаливает за 25%!
Стоит ли голосовать за такую «европейскую сказку»?
Всем тем, кто работает в менеджменте Фуршета, McDonald’s, Coca-Cola, METRO и прочих подконтрольных ТНК предприятий - однозначно стоит! Им станет реально лучше жить. Для «своих» европейцы действительно обеспечат достойные условия труда и предоставят дешевые кредиты. А вот что выбирать остальным - большинству жителей Украины - советовать не стану, ведь выбор из двух зол никогда не бывает приятным.
p.s.: чисто для сравнения: бюджет Украины в 2012 году примерно в полтора раза меньше годового оборота METRO.