Admin comments:
Продолжаем публикации по следам фестиваля «Moscow Design Week 2011″ , праздника дизайна, проходившего в октябре (о чем мы
сообщали в Livejournal). Наши сотрудники посещали мероприятия той недели, а также были на выставках, «задержавшихся» в Москве после ее окончания.
Недавно мы опубликовали
рассказ Barbie о ее знакомстве с «биомимикрией» в Музее Архитектуры.
Сегодня начинаем серию репортажей о выставке «Maestri», которая только что закончилась в центре «MOD Design» и объединила работы 24-х знаменитых мастеров итальянского дизайна, оказавших наибольшее влияние на современное интерьерное искусство. В течение двух месяцев посетители могли увидеть различную мебель, предметы освещения и прочие элементы интерьера, созданные классиками дизайна. Побывала на этой выставке и наша Дина, так что передаю ей слово:
Пластика от классика
Отбор экспонатов для выставки осуществлялся следующим образом: были взяты те модели, которые стали ключевыми для современного дизайна. Конечно, в данном случае нельзя было обойтись без работ Анны Кастелли Феррьери, ставшей законодательницей в направлении дизайна, так называемой, «рациональной» мебели. Всё, что создала Анна Кастелли, призвано упорядочить и оптимизировать окружающее пространство. Она принципиально использовала при создании своих моделей только пластик, считая его «самым интересным из всех прозаических материалов».
Пластик позволяет производить доступные для всех и необычайно удобные, как в использовании, так и в хранении предметы, что, несомненно, является, по мнению Феррьери, главным его достоинством. Современный дизайнер несёт этическую ответственность перед массовым потребителем, и его работы должны отличаться рациональностью. Вещи призваны упорядочивать жизнь, делать её удобнее и комфортнее. Именно Анна Кастелли впервые применила при создании предметов интерьера и мебели принципы сборности (комоды и контейнеры для хранения) и вкладывания (стулья, столы). Минимум места и максимум пользы - это правило стало главным лозунгом королевы итальянского дизайна.
Философия забавного
Бруно Мунари всегда относился к своему творчеству немного с иронией, что не помешало, ему внести серьёзный вклад в современный дизайн. Забавная мебель и предметы интерьера создавались этим дизайнером, и ему мы обязаны так называемой «мебели с юмором». Ведь именно Мунари создал знаменитый неудобный «стул для очень коротких визитов», на котором просто невозможно долго сидеть (его рекомендуется подавать нежелательным гостям). Кроме того, Бруно создал такие популярные предметы, как лампу-чулок; пепельницу-кубик; «Свободные часы» Tempo Libero, владельцы которых сами могут выбрать, который сейчас час; а также множество других забавных предметов.
Дизайн Бруно Мунари не подчиняется рациональному - это буйство фантазии, которое возвращает предметам интерьера непосредственность детского восприятия. Банальные предметы, к которым прикасался Бруно, становились яркими артефактами веселья и приобретали несвойственный мебели глубокий философский смысл.
Обычно слишком необычный
К уникальному типу творцов, оказавших огромнейшее влияние на современный дизайн, но при этом практически не известных широкой публике, принадлежит Энцо Мари. Мастер итальянского мебельного и индустриального дизайна, художник, теоретик, «самый мыслящий» и «самый интеллектуальный» дизайнер, Энцо Мари создал более 1700 различных проектов. Многие из них так и не были воплощены в массовое производство, поскольку оказались слишком необычными для рынка. Но каждая работа маэстро вызывает восхищение его коллег по цеху дизайнерского мастерства и даёт новый толчок для его развития. Самые известные создания Мари - полностью разборный стул, который продаётся в небольшом пакете и оригинальный календарь-семафор.
Вещь - это мессидж дизайнера
«Главное свойство для любой вещи - способность вызывать эмоциональную реакцию, и, тем самым, становиться проводниками моих идей. Мебель не только выполняет какие-то утилитарные функции, она может успокоить или развеселить, зарядить энергией или прояснить сознание, обнадёжить или приободрить». Так о своих работах говорил Этторе Соттсасс - выдающийся дизайнер, художник, архитектор, теоретик и философ проектной культуры.
В настоящее время Соттсасс является символом «итальянской альтернативы» в дизайне. Именно он окончательно «одушевил» безликие утилитарные предметы, превратив их в средство общения, коммуникации и идентификации владельцев. Каждый предмет, созданный Этторе, стал чувственным артефактом современной человеческой цивилизации.
Динамика равновесия
Следующий дизайнер, о котором мы вам расскажем - Франко Альбини. Он был известен не только как дизайнер, но и как архитектор, а также реставратор. При его участии были восстановлены многие дворцы эпохи Возрождения, расположенные в Европе. Знаменитый музей Тезоро ди Сан-Лоренцо в Генуе - также работа Франко. В дизайне Альбини был сторонником динамичного равновесия. «Постоянный поиск нового в уже известном - главная задача дизайнера» - следуя этому правилу, на протяжении всей своей жизни Франко Альбини не переставал экспериментировать и создавать новые модели давно уже знакомых вещей.
В 50-х годах прошлого века его стулья, столики и шезлонги поразили всех своей лёгкостью и оригинальностью конструкции. Альбини подвергает эксперименту все составляющие и узловые детали в конструкции мебели. Точки натяжения и опоры, текстура и структура материалов, количество ножек и взаимозаменяемость деталей - всё это подвергалось сомнению и переосмыслению. Именно Альбини создал столик на двух опорах; превратил одну из ножек стола Cicognino в ручку, пользуясь которой, можно легко передвигать данный предмет в пространстве; придумал откидной механизм в кресле Fiorenza; а также изобрёл многие другие вещи, без которых современный дизайн просто немыслим.
Любовь и ненависть к технологии
Микеле Де Луки, помимо практического дизайна широко известный также и своими теоретическими работами, писал, что любит и одновременно ненавидит технологии, которые превращают индивидуальное искусство в индустрию. «Индустрия стандартизировала мир и обезличила продукцию, - говорит Микеле, - этого простить ей нельзя. Но, в то же время, я понимаю необходимость промышленного производства, ведь ремесленник не сможет сделать миллион экземпляров одной и той же вещи, которую хотят купить многие люди». Он знает, о чём говорит, его самое известное изобретение - лампа Tolomeo - стала абсолютным бестселлером промышленного дизайна, и побила все рекорды продаж.
Но наряду с массовыми изделиями, Микеле Де Луки с удовольствием создаёт экспериментальные модели оригинальных серий, выпускаемых ограниченным тиражом для ценителей уникального дизайна. Яркий пример этого - продукция марки Produzione Privata, в которой с 1990 года выходят новые работы маэстро. Его единичные произведения созданы для того, чтобы будить фантазию людей, обогащая её новыми образами и идеями.
Будущее сегодня
В отличие от Де Луки, художник и дизайнер Джоэ Коломбо беззаветно верил в бесконечные возможности новых технологий. За свою короткую жизнь (41 год) Коломбо смог, как о нём говорят, «придумать всю мебель заново». Он опередил своё время, как минимум, лет на тридцать, и моделями, которые он создал в 60-х годах прошлого века, сейчас активно пользуются практически все люди планеты.
Джоэ Коломбо был ярым поклонником фантастической литературы и в своих работах воплощал футуристические образы. Именно он создал в 1963 году первого домашнего робота Mini Kitchen, который объединил в себе практически все бытовые электроприборы. Позднее Джоэ, взяв за основу идею Ле Корбюзье о «машине для жилья», проектирует новый тип дома - далёкий от классической схемы. Эта идея «живого» механизированного дома была воплощена в реальность лишь в начале третьего тысячелетия, спустя тридцать лет после смерти её создателя. Главная идея Коломбо состояла в том, что пришло время радикально изменить не только типологию меблировки дома, но и создать совершенно новый тип жилья.
Братья-дадаисты
Акилле и Пьер Джакомо Кастильоне придерживались в своём творчестве главного принципа дадаизма - переосмысления «готовой вещи», или культа «найденного объекта». В этом случае привычные элементы переносятся в совершенно новый контекст, который сохраняет рациональность замысла, но обогащает всё произведение ироническим наполнением. Особенно наглядно это воплотилось в модели скамейки Mezzadro, которая была создана братьями по коллажам Дюшана.
Было взято жестяное сидение от сельскохозяйственного трактора начала XX века, покрашено в ярко красный цвет и установлено на деревянной балке. Но, если Дюшан в своём творчестве старался найти что-то сакральное в обычных предметах, то Акилле и Пьер Джакомо Кастильоне относились к своим моделям проще, изначально позиционируя их, как обычный товар массового производства. Принцип переосмысления готовой вещи для братьев был в первую очередь инструментом, с помощью которого они находили новые идеи, а не постигали философское содержание. Именно так появились на свет знаменитая лампа Агсо (её дизайн братья разработали, изучая конструкцию обычного уличного фонаря), торшер Tojo (привет автомобильной фаре), настольная лампа Taccia (формами обязана маяку).
Скромный гений
Антонио Читтерио никогда не провозглашал высоких идей и не делал громких заявлений. Он осознанно использует свой талант в промышленном производстве, и строит свою работу в полном соответствии с требованиями публики и рынка, предпочитая работать с простыми недорогими материалами, применяя новые технологические разработки. От других мастеров дизайна его отличает глубокое понимание современных тенденций и внимательное отношение к серийному производству.
Не подверженный влиянию ни, так называемого, «нового дизайна», ни постмодернизма, в свою очередь, Читтерио серьёзно повлиял на господствующие тенденции в современном дизайнерском искусстве. Многие производители при создании своей продукции подражали его моделям, а зачастую просто их копировали. Самые знаменитые создания Антонио Читтерио: стулья T-Chair, столик на колесах Battista, кресло Dolly. Это предметы, созданные вне времени, не подверженные капризам моды и меняющимся тенденциям. Это результат непрекращающегося поиска идеальных пропорций, линий и объемов, которые были найдены и воплощены в данных моделях.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Оригинальный пост