В нашем блоге уже не раз появлялись статьи о том, как с помощью организации офисного пространства произвести достойное впечатление, привлечь клиентов, повысить продажи… Сегодня мне хочется несколько сменить вектор и познакомить вас с выдержками из исследования Ли Стрингер, директора по инновациям в одной крупной дизайнерской и архитектурной организации.
Госпожа Стрингер считает, что каждый грамотный руководитель понимает, что его главная цель всегда заключается в том, чтобы повысить производительность труда в коллективе. Ведь именно от людей зависит, насколько компания будет успешной, солидной, конкурентоспособной, быстроразвивающейся.
Неудивительно, что хорошо продуманный дизайн офиса может стать мощным инструментом для поддержания работоспособности. Но помните, ни о какой производительности труда не может быть и речи, если рабочее место вредит здоровью сотрудника и его хорошему самочувствию.
Производительность труда является следствием одновременной реализации трех факторов: способности, мотивации и возможности.
Способность предполагает, что человек потенциально готов к выполнению той или иной задачи. Мотивация показывает, хочет ли человек выполнять задачу. Наконец, возможность предполагает непосредственную реализацию - иными словами, человек не может выполнять задачу, пока ее ему не поставили и не обеспечили необходимыми ресурсами и условиями для ее выполнения.
Именно совокупность этих трех факторов должна учитываться при организации рабочего места. Смотрите сами.
Организация офиса влияет на способность, так как предоставляет определенную окружающую среду, опасную или безопасную для здоровья, отвлекающую или помогающую сосредоточиться.
Организация офиса влияет на мотивацию, так создает определенное настроение. Очевидно, что у позитивно настроенного сотрудника мотивация выполнить работу, на порядок выше.
Наконец, организация офиса влияет на возможность: здесь важно, насколько равные (или же неравные) условия для самореализации обеспечены сотрудникам.
Итак, каковы же факторы успеха?
1. Температурный режим
Важно правильно комбинировать температуру и влажность воздуха. Идеальной является температура 21,6 °C, причем изменение на один градус (в ту или иную сторону) снижает производительность труда на 1-2 %. Хотя, конечно, в зависимости от профиля офисных помещений оптимальный температурный режим может корректироваться.
[caption id="attachment_18563" align="aligncenter" width="600"]
WonderWalls (Москва, Россия)[/caption]
2. «Близость к природе»
Человек неизменно ощущает себя частью огромной экосистемы. Природа дает силы, влияет на биоритмы. «Близость к природе», так важную для хорошего самочувствия, можно обеспечить при помощи доступа в помещение дневного света, больших окон с панорамным видом, балконов. Не забывайте и про живые растения!
[caption id="attachment_18564" align="aligncenter" width="600"]
Офис Entertainment One (Торонто, Канада)[/caption]
3. Ощущение перемен и разнообразия
Для того, чтобы двигаться дальше, человеку нужны перемены. Если вам удалось воплотить идею с «близостью к природе» - полдела уже сделано: за окном постоянно происходит что-то новое. Но перемены можно вносить и в сам офис - добавляйте новые детали, делайте перестановку, обеспечивайте возможность выбора.
[caption id="attachment_18565" align="aligncenter" width="600"]
Офис Millward Brown (Чикаго, США)[/caption]
4. Цвет
У каждого цвета - свое действие. Определяйтесь с приоритетами, выбирайте цветовую гамму. А поможет вам в этом цикл «Офисы в любимом цвете» в нашем блоге.
[caption id="attachment_18566" align="aligncenter" width="600"]
Atelier Exquise (Париж, Франция)[/caption]
5. Контроль шума
Главное, добиться «акустического комфорта» - сложно работать в слишком шумном помещении, но и работа в абсолютной звукоизоляции может выбить из колеи. Иногда, фоновые звуки отлично стимулируют работу мозга.
[caption id="attachment_18567" align="aligncenter" width="600"]
Selgas Cano (Мадрид, Испания)[/caption]
6. Отсутствие тесноты
О какой работоспособности и комфорте может идти речь, когда кажется, что в помещении так тесно, что и лишний раз не повернешься? Кстати, «разгрузить» пространство можно не только механически, но и визуально: обилие дневного света, отсутствие «тяжелых» оттенков в интерьере помогут улучшить ситуацию.
[caption id="attachment_18568" align="aligncenter" width="600"]
Офис Sony Mobile (Атланта, США)[/caption]
7. «Человеческий фактор»
Ну, тут все очевидно: при подборе мебели помните, что вы подбираете ее для живых людей, а не для абстрактных схем. Позаботьтесь о том, чтобы у кресла регулировалась спинка, чтобы монитор находился на оптимальном для глаз уровне. В общем, всячески оберегайте сотрудников от физического дискомфорта.
[caption id="attachment_18569" align="aligncenter" width="600"]
Der Tank (Таллин, Эстония)[/caption]
8. Экологичность
Остерегайтесь токсичных материалов при отделке помещений, отдайте предпочтения натуральным изделиям, обеспечьте хорошую вентиляцию и опять-таки, не забывайте о зеленых растениях. И, кстати, никак вредных чистящих средств при уборке!
[caption id="attachment_18570" align="aligncenter" width="600"]
Mediacom (Торонто, Канада)[/caption]
9. Выбор
Работа в команде - это прекрасно. Но иногда человеку просто необходимо уединиться. Будет здорово, если вам удастся организовать офис так, чтобы у сотрудников был выбор: работать вместе или же некоторое время трудиться индивидуально.
[caption id="attachment_18571" align="aligncenter" width="600"]
Macquarie (Сидней)[/caption]
10. Вовлеченность
Производительность труда во многом зависит от заинтересованности, вовлеченности сотрудника в деятельность фирмы. Создайте зоны для совместных «мозговых штурмов», чаепитий, обучающих семинаров - подарите коллегам чувство команды. А грамотный брендинг создаст условия для определенной самоидентификации сотрудников.
[caption id="attachment_18572" align="aligncenter" width="600"]
Google (Цюрих, Германия)[/caption]