Если бы хотя бы десятая часть всех идей, на основе которых запускаются бизнесы, была жизнеспособна - мир просто погряз в успешных компаниях, приносящих грандиозные прибыли. На самом деле «выстреливает» лишь малая часть идей, которая в дальнейшем может обеспечить безбедное существование своим хозяевам, не говоря уж о супергениальных вариантах, которые приносят мультимиллиардные прибыли. А ведь так хочется найти что-то такое… стоящее. Есть ли алгоритм оценки пришедшей в голову идеи, который поможет просчитать, с большой долей вероятности, насколько она жизнеспособна? Попробуем с вами разобраться в этом.
Начнём с того, что любая мысль может быть оспорена, и только неоспоримая идея - жизнеспособна на все 100%! А главный инструмент спорщика - каверзный «неудобный» вопрос. Соответственно, если какая-то идея сможет успешно парировать такого рода вопросы - то её можно использовать как крепкую основу для успешного в дальнейшем бизнеса. Что же это за вопросы, при помощи которых можно тестировать все мысли, приходящие в вашу светлую голову?
1. Сможете ли вы объяснить свою идею в двух словах?
Простота хуже воровства только в поговорке - в бизнесе, чем проще идея, тем её легче понять, объяснить, ну, а в дальнейшем и воплотить в жизнь. Если при презентации своей идеи вам нужно долго и нудно что-то объяснять - инвестор вряд ли ею «загорится», а значит и денег его вам не видать. Это инвестор - человек, заинтересованный в том, чтобы вложить средства и получить прибыль. Если уж он не видит потенциала, то какой толк в вашем предложении позже найдёт конечный потребитель?
2. Кто ж скупится на старте?
Без достаточных для первоначальных шагов ресурсов не стоит даже начинать дело. Прекрасная идея, закупленное оборудование, отличный дизайн упаковки и высокое качество товара - казалось бы, бизнесу процветать и только. Ан нет. Не рассчитали собственных затрат, и вот уже приходится закрывать дело только из-за того, что не хватает денег на аренду помещений на период первичной раскрутки. Потому, обезопасьте себя - возьмите кредит на большую сумму, чем вам, по вашим подсчетам, требуется. Будет очень обидно закрыться в трёх шагах от успеха.
3. В той ли вы нише?
Глупо стартовать в сегменте, где огромная конкуренция и имеется несколько серьёзных игроков - вас «порвут» ещё на входе. Идеально - занять то место, которое пока ещё пусто и не вызывает обильного слюноотделения у своры бизнес-гончих. Здесь как нигде более идеально подходит поговорочная формулировка «крупная рыба в мелкой воде». Именно этой рыбой вы и должны стать - лидером в сегменте, который по тем или иным причинам до этого не пользовался популярностью у бизнесменов. Вам необходимо обнажить скрытый, а потому до сих пор и неудовлетворенный потребительский спрос, а не создавать новую нишу. При создании нового сегмента возникает опасность того, что он будет настолько узок, что существенной прибыли не будет. Например, в настоящее время уже можно создать лазерные мухобойки, но их запредельная дороговизна и чрезмерная сложность в эксплуатации не сделают этот товар востребованным на рынке. Куда проще и дешевле прихлопнуть муху газетой или воспользоваться липкой лентой. Но если вы удовлетворите, и удачно, уже существующий спрос - успех гарантирован, а вы - лидер сегмента! Теперь логично возникает следующий вопрос.
4. Возможно ли диверсифицировать ваш бизнес?
Быть лидером в сегменте - занятие сложное. Сразу же после того, как вы откроете такую популярную нишу для потребителя, за вами следом в неё устремятся десятки, а то и сотни конкурентов, которые всё то же, что и вы, будут делать быстрее, дешевле и качественнее вас. Как вы будете с ними бороться? Это нужно продумать уже сейчас. Например, один из надежных способов оторваться от новых игроков в вашем сегменте - развивать сам сегмент и развивать его так лихо, что только пришедшим на рынок придётся конкурировать с вами сразу же по нескольким десяткам направлений. У вас-то изначально была фора - вы запускали всё постепенно, а им придётся всё делать разом. Это серьёзно сдержит рост конкурентов, пока они будут приближаться к вашим позициям, вы сможете продвинуться дальше - и так постоянно. Главное - не снижать темпа.
5. Как вы будете себя рекламировать?
Товар, рекламирующий сам себя - наивная мечта любого бизнесмена. Даже если ваше предложение уникально и удовлетворяет все потребности, какие только возможны, узнать о нём в наше информационно перенасыщенное время без целенаправленной рекламы практически невозможно. Потребитель будет мечтать о вашем товаре, но никогда о нём не узнает, если вы не позаботитесь об этом. Потому продумайте рекламную стратегию заранее.
Вот так - уже в самом начале, ещё на уровне обдумывания бизнеса, нужно проследить всю историю становления вашего дела. Продумать всё до мелочей невозможно, тем более что жизнь всегда - даже, казалось бы, уже в детально проработанный план - вносит свои коррективы, а значит, тем более тщательно он должен быть продуман. Известно, что талант - это лишь 10% непосредственно самого таланта, а все остальное - долгий, упорный и изнурительный труд. То же самое можно сказать и об идее: лишь 10% от неё - это «гениальность», всё остальное - различные мероприятия, необходимые для развития и раскрутки этой гениальности. Только тогда идея «выстрелит» не вхолостую.
Удачи вам!