Отлично помню глаза моего друга, когда он оказался рядом с витриной салона Harley-Davidson… Они были наполнены бессознательной жаждой обладания тем, что находится за стеклом.
К чему это я? А к тому, что сегодня в нашем обзоре победителей Best Office Awards’12 лауреат в номинации «Брэнд и имидж» - офис официального представительства Harley-Davidson® в России и СНГ.
Вместе с Харлеем в номинанты вышли офисы «ВКонтакте» и «Аэроэкспресса», но, если честно, ставить эти имена в одну линейку с брэндом всемирно известного мотоцикла-символа даже как-то неловко. Правда, когда дело доходит до оформления интерьера офиса, ситуация выворачивается. Выразить суть и корпоративный дух молодой компании, на мой взгляд, задача более свободная и менее ответственная, чем пытаться поймать за хвост легенду.
Архитекторы бюро «Форма групп», похоже, с задачей справились (раз получили премию за проект). Смотрим.
Во-первых, отмечу подготовительную стадию - если верить авторам, они изучали историю компании, дизайн моделей мотоциклов, даже субкультуру байкеров. В общем, подошли во всеоружии и вдохновились серьезно.
По словам архитекторов, изначально было разработано два варианта интерьера - классический, сдержанный и более экстремальный, который и был осуществлен.
В результате в сознании архитекторов сформировался брутальный образ, выражающий «свободу духа, мощность, бескомпромиссность» бренда. И одновременно сложился интерьер, отдающий дань уважения истории компании - это была просьба заказчика.
Материально этот образ выразился в сочетании различных текстур - бетона, кирпича, ржавого и не очень металла, стекла - и в нарочно оставленных открытыми конструкциях инженерных сетей:
Рабочая зона устроена в уже традиционном для нас формате openspace и оформлена, соответственно, оперативными рабочими станциями. Как мы знаем, они позволяют наиболее эффективно организовать рабочие места на заданной площади. Кстати, современные эргономичные модели кресел с обнаженной конструкцией спинки отлично работают как на общий стилистику Харлея в данном случае, давая реплику к открытым узлам мотоцикла, так и будут хороши во многих современных офисных интерьерах в стиле hi-tech.
Общее цветовое решение выполнено в характерных для бренда черном и рыжем цветах, но в рабочей зоне использовано больше белого (рабочие станции, стеновые панели). Действительно, в светлом помещении удобнее работать и легче собраться с мыслями.
Завершает рабочую зону барная стойка (всегдашний попутчик культуры байкеров), отделенная от рабочих мест стеклянной перегородкой с принтом из серии исторических фотографий компании. Здесь же начинается зона кухни.
Была версия проекта, в которой входную и рабочую зоны архитекторы планировали разделить перегородкой из наклонных деревянных балок. Они должны были напоминать о легендарном сарае семьи Дэвидсонов, 3*5 м, в котором собрали первый Харлей (этот сарай потом долго находился в центре фабрики Harley-Davidson, пока случайно не был разрушен во время уборки).
Решение не удалось осуществить из-за расположения несущих конструкций:
И этого жаль, дерево отлично дополнило бы разнообразие материалов интерьера и сделало его еще более демократичным.
Открытые, прямо индустриальные конструкции потолка и потолочные панели из коррозировавшего металла в рабочей зоне, выполненные по чертежам архитекторов, - мне нравятся очень. В них как-то в самом деле удался брутализм и выразились и корпоративный дух свободы, и агрессия двигателя… А вот насчет ковровых панелей пола «в искру» я бы поспорила. Они должны были стать, наверное, метафорой на ночные следы от шин на асфальте, но не получилось. Слишком для этого регулярный рисунок полос и чересчур читается раскладка самих панелей.
Уделяется внимание к деталям и освещению: в рабочей зоне, по стене, для фотографий устроена специальная ниша, по бокам которой расположены светильники. Получается довольно уютно, что тоже важно для рабочей зоны. А длинные узкие светильники в потолке напоминают то ли полосы от фонарей, то ли следы фар на дороге. Но минималистично - и хорошо. Так, например, выглядят панели потолка в рабочей зоне:
И последнее, о чем хочется сказать: Харлей в этом году отмечает 110 лет! А значит офис для компании, чтящей свою историю, получился естественным образом как нельзя лучше: представительство расположилось в историческом здании конца XIX века - бизнес-центра «Фабрика Станиславского» (о, эстетика красного кирпича промышленных зданий!), а материалы, которые архитекторы выбрали для проекта, или уже состарены, или наверняка рассчитаны на красивое старение. Дух времени жив и будет жить.
Мораль? Надо быть аккуратней метафорами. А проект, разумеется, отличный! Так что смотрите, анализируйте и берите на заметку идеи.
Для сравнения можете заглянуть в проекты других номинантов:
Стильный и простой в решениях офис «ВКонтакте»
здесьИ огромный по площадям и страшно элегантный, но чуточку агрессивный в корпоративном колорите офис «Аэроэкспресса»
здесь