Когда с территории города было решено вывести производство, в Москве началось особенное и совершенно замечательное, на мой взгляд (хотя в мировой практике и давно развитое), движение - реорганизация территорий бывших заводов. Примеры на слуху - «Винзавод», «Стрелка» на «Красном Октябре», «Flaсon», ну и многие другие. В чем интерес: имеются огромные пустые пространства промышленных зданий с сеткой колонн в периметре стен, высоченными потолками, огромными окнами. Очень специфическая среда, с которой надо что-то делать. Самый логичный путь - разбить этот громадный объем на много внутренних маленьких, которые все равно сохранят единство и связь. Вот и получается, что пространство бывшего промздания - идеальный зачин для будущего офиса. Наладить коммуникации, добавить перегородок, вдумчиво отнестись к выбору мебели и предметам декора интерьера - и получится замечательный по стилистике, очень выдержанный офис, да еще и будет максимальный выход полезной площади. Со всех сторон красота.
Мне хочется Вам показать один из самых ранних, и, может быть, даже ставший классическим, примеров такой работы. Это первая очередь реконструкции бывшей ткацкой фабрики «Красная Роза» конца XIX в, ул.Тимура Фрунзе, 11, строения 2, 5.
Макет - предвкушение будущей реальности
Градостроительная концепция всей огромной территории в шесть гектаров утвердила появление нового делового центра, муравейника, открытого к городу. Судьба существующих зданий оказалась разная: что-то подлежало реставрации с приспособлением, что-то реконструкции, что-то будет или уже дополнено новыми объемами.
Итак, в ходе первой очереди произошло превращение бывшего ткацкого корпуса в офисный центр. И хочется говорить о работе бюро «Рождественка» с экстерьером и остовом здания, более чем с планировочными решениями, потому что именно в обращении с историческим материалом они проделали невероятно качественную и сильную работу.
Самая знаковая черта проекта - самонесущая стеклянная галерея в полную высоту, которой П-образное в плане здание было дополнено с внутреннего фасада. Она приняла на себя коммуникативную функцию, собрав все коридоры. Эта галерея образована пространственной конструкцией, т.н. стенкой-балкой Веранделя (ферма высотой в этаж, в поперечном направлении перевязанная с перекрытием), которая опирается на три колонны. Таким образом избежали опирания конструкции и непредусмотренной нагрузки старые стены корпуса. Эффектно и функционально.
Вид на гелерею снаружи:
И изнутри:
А также схема фасада и конструкция узлов фермы Веранделя:
Не меньшее, а может и большее достижение для отечественной практики - работа с фактурой стен. Была проведена бережная вычинка кирпича (находящегося, разумеется, в ужасном состоянии), а не маскировка дефектов штукатуркой. Вместо старой деревянной столярки вставили стеклопакеты с темной столяркой, выровняли в бетоне старые откосы - и сразу заиграли ритм, пропорции и глубина оконных проемов. Современные, нарочито выпущенные наружу конструктивные элементы только подчеркивают возраст и фактуру здания. Сочетание материалов, фактически, хрестоматийное - красный кирпич, стекло и металл, работает в лучшем виде.
Современное решение входного козырька:
А вот так его обжили:
Мне эта работа кажется невероятно достойной, потому что аппелирует не только к профессиональному таланту архитекторов, но и к человеческим качествам авторов. Они проявили такт, хороший вкус, уважение к старине, подчеркнули пластические достоинства здания и замаскировали, практически вылечили недостатки. Подлинность - это безусловная ценность, как искренность. Поэтому так дорого дать историческому зданию новую, активную и продуктивную жизнь, максимально сохранив целостность.
Что это дало зданию как офисному комплексу? Здание с историей, как антикварная мебель, как вино, если выдерживает испытание временем, приобретает собственный «вкус», атмосферу. И при таком раскладе ощущение причастности к истории дает гораздо больше, чем соответствие тренду (пускай для кого-то, арендовать офис в бывшей фабрике - актуальный тренд). И кроме того, офис-лофт создает среду, располагающую к общению между гнездящимися здесь людьми, витающее в воздухе рабочее настроение.
В интерьере - знаменитый «серый откос»:
Что это дало зданию как офисному комплексу? Здание с историей, как антикварная мебель, как вино, если выдерживает испытание временем, приобретает собственный «вкус», атмосферу. И при таком раскладе ощущение причастности к истории дает гораздо больше, чем соответствие тренду (пускай для кого-то, арендовать офис в бывшей фабрике - актуальный тренд). И, кроме того, офис-лофт создает среду, располагающую к общению между гнездящимися здесь людьми, витающее в воздухе рабочее настроение.
Так «Красная Роза» для одних стала эмблемой современного, высококлассного российского бизнес-центра, для других - эмблемой веры в качественную новую московскую архитектуру и возможность по-настоящему хорошей, реконструкции заброшенного прома.
Чуть позже я обязательно расскажу о дальнейшей судьбе «Красной Розы». Проект перешел в другие руки, к другому архитектурному бюро, поэтому характер преобразований тоже поменял настроение. В проекте больше современной архитектуры, докомпановок, новых объемов, грандиозности и лоска… Надеюсь, я Вас заинтриговала!
Оригинальный пост