Стартап на стадии тестирования. Советы экспертов

Feb 26, 2013 10:30





В данном посте мы продолжим поднятую нами тему развития молодого бизнеса - стартапа. Мы уже рассказывали о том, как привлечь инвестиции, а также о том, каких заблуждений стоит избегать основателю стартапа. Сегодня продолжим и расскажем об этапе тестирования прототипа продукта и выборе прибыльной бизнес-модели - эта стадия предшествует официальному запуску на рынке. Она является настоящим моментом истины для стартапа. Именно в этот время молодой бизнес может ответить на вопрос: быть иль не быть?

Итак, вы прошли первоначальную стадию создания стартапа. Вы нашли блестящую идею, поняли, как эту идею воплотить, собрали отличную команду, которая жаждет свернуть горы. Нашли деньги - скинулись родственники и друзья или, возможно, появился инвестор, написали даже какой-то бизнес-план (нужный больше инвесторам). А самое главное - создали прототип продукта, будь то программа, оборудование или умная рубашка, которая не дает потеть в жару и мерзнуть в холод.

Теперь предстоит довести продукт до ума и найти масштабируемую и прибыльную бизнес-модель для вашего бизнеса. Мы решили собрать самые главные советы, которые дают эксперты и удачливые предприниматели стартапам в этот ответственный период - период тестирования продукта и шлифования бизнес-модели.



Запуститься как можно быстрее и дешевле



Важно запустить прототип родукта ак можно быстрее и не тратить целый год и кучу денег на то, чтобы довести его до идеала. Пусть сырой продукт будет представлять собой набор только самых основных функций - саму суть вашей идеи без дополнительных приятностей   "Минимум - значит минимум. Не пытайтесь построить промышленное решение на копеечном бюджете     Прототип должен демонстрировать какую-либо одну или максимум несколько функций. Он должен быть простым - и для понимания, и для применения. Не переживайте, если в продукте есть ошибки. Если пользователям не все равно, они вам о них скажут. Как стартаперу вам будут прощать многое", - говорит серийный предприниматель Александр Дресен, основатель проекта Zin.gl - онлайн-сервиса знакомств, предлагающего руг общени на основе информации о вас в социальных сетях.




"Мы все делали не по правилам: не стали тратить годы на совершенствование новой технологии и создали минимально рабочий продукт. Этот первый продукт был ужасен, полон багов и недружелюбен к компьютерам пользователей: «Ваш компьютер вышел из строя, ой, извините, мы не нарочно!» Мы представили его пользователям в очень «сыром» виде", - рассказывает ерийный предприниматель и писател Эрик Рис своем опыте запуска интернет-проекта MVU, которая сейчас имеет несколько десятков миллионов пользователей он вляется соучредителем и техническим директором компании).



Предприниматель, блогер и писатель Эрик Рис

Зачем ж нужн такая спешка? Дело в том, чт стартап строится на предположении, что ваша идея кого-то заинтересует, что появятся клиенты, и то, возможно, вы «попадете в рынок». Вы не сможете проверить ваши предположения, пока не «выйдете в люди» А для этого достаточно работающего прототипа. Может случиться и так, что в предложите пользователям ечто совершенно ненужное. Чем раньше вы это поймете и свернете проект, тем меньше будут потери.

Получить обратную связь и использовать ее себе на пользу




На этом этапе чрезвычайно важно прислушаться к потребителям и уяснить, в чем их нужды. Можно сказать, что общаться с пользователями нужно с самого первого дня существования вашего стартапа. Удобнее всего это делать, запустив прототип, тестируя продукт на реальных пользователях, а не на воображаемых.

«Как вы думаете, в чём цель первых стартап-релизов? Быть качественными? Поработить мир и завоевать сердца? Заработать миллион долларов? Как это ни странно, ни один из вышеперечисленных ответов не является корректным. Истинная цель первых релизов - показать себя миру и получить обратную связь: нужен ли кому-то наш продукт, как его будут использовать, в какую сторону его следует развивать», - объясняет профессиональный тестировщик IT-продуктов Наталья Руколь.

«Уже в то время (во время запуска одной из первых версий стартапа IMVU) у нас были клиенты - настоящие ранние последователи. Мы часто общались с ними и выстраивали обратную связь. Разумеется, мы не делали того, о чем они просили. Можно сказать, что мы ставили опыты на пользователях, а не угождали их прихотям», - продолжает Эрик Рис свой рассказ о становлении IMVU.

Запустив продукт, вы поймете, есть ли у него пользователи, нужен ли он кому-нибудь. Решает ли он проблему потребителей и насколько успешно. Вы услышите множество отзывов и сможете корректировать свой продукт и улучшать его




Кстати, изложенные в данном посте принципы - это часть концепции laquo;экономического стартапа» (Lean Startup). Ставшая весьма популярной концепция развити стартап описана риком Рисом ег книг «Бизнес с нуля» (Lean Startup).

Будьте гибкими, быстро принимайте решение о переменах

На основе полученной от пользователей информацию можно даже переориентировать свой продукт на другую группу пользователей или на его основе создат нечто новое, более востребованное Главное - не бояться изменить первоначальную идею и принимать решения как можно быстрее.




Онлайн-сервис для автоматизации торгового предприятия МойСклад был задуман как узконишевый продукт, предназначенный, как видно из названия, дл автоматизаци работы склада Команду проекта не насторожило отсутствие конкурентов. Казалось, чт это добрый знак.После запуска сервиса выяснилось, что такое узкое решение мало кого интересует. з общения с пользователями выяснилось, что бизнесу нужен интегрированный сервис для управления всеми процессами предприятия разу Кроме того, обратная связь помогла понять, что команда нацелилась не на ту группу пользователей и искать своего клиента нужно в другом месте.

«В реальности наши предполагаемые клиенты - складские работники - оказались не очень похожи на прогрессивных пользователей и не были склонны искать высокотехнологичные решения своих проблем. Мы сместили фокус, создав решение для электронной коммерции, в котором складской учет является лишь одной из частей, притом весьма небольшой. Целевую аудиторию мы нашли достаточно неожиданно и вовсе не там, где искали. Из общения с разными клиентами, мы поняли, что искать надо не на складах, а в интернет-магазинах», - рассказывает генеральный директор сервис МойСкла Аскар Рахимбердиев.

Ищите свою бизнес-модель методом проб и ошибок




Поскольку стартап основан на предположениях и движется почти на ощупь, он не может заранее взять и написать бизнес-план, как делают крупные компании на известных рынках. Между тем, многие стартапы начинают именно бизнес-план и тратят месяцы н ег разработку Тако подход критикуют известные предприниматели Стив Бланк и Боб Дорф в своей книге «Стартап: Настольная книга основателя». По их мнению, для начала достаточновыбрать бизнес-модель.

«Бизнес-модель определяет все кусочки любого бизнеса. Кто мои клиенты? Что я им предлагаю? Как я могу сохранять своих клиентов? Какие каналы я могу использовать, чтобы продавать мои продукты? Как именно я собираюсь заработать? Какие ресурсы мне нужны? Какие партнеры мне нужны? Вы всего лишь отвечаете на ряд вопросов. Большинство умных стартаперов может сделать такую бизнес-модель за день, а начать проект - уже на следующий, вместо того чтобы тратить два, три или четыре месяца на написание бизнес-плана», - рассказал Боб Дорф в интервью дному из российских изданий.



Серийный предприниматель Боб Дорф

Конечно, бизнес-модель нужна только в качестве точки отсчета. Понятно, что стартап в самом начале своего существования способен только чудом выбрать идеальную для себя бизнес-модель. Это долгий путь, и в процессе своего развития стартап будет постоянно продолжат поиски воей масштабируемой и прибыльной модели. На этом пути команда проекта должен выдвигать и проверять гипотезы, пробуя и извлекая уроки из каждой попытки.

«Любой, кто хоть раз предлагал потребителю новый продукт, знает, что настоящий успех придет при использовании стратегии «два шага вперед, шаг назад». Именно способность учиться на своих ошибках отличает успешный стартап от тех, что исчезли без следа», - утверждают Стив Бланк и Боб Дорф.

На этом замечательном ысказывании разрешит завершить сегодняшний пост. В следующих постах обещае рассказать о следующих этапах развития молодого бизнеса.

История успеха, Офис для стартапа, Бизнес, Сделай бизнес, Стартап

Previous post Next post
Up