Listen to Marshall McLuhan

Oct 26, 2007 04:27


Cовременный человек живет не в разделенных изолированных мирах, а в плюрализме миров и культур -
открытие электромагнитных волн вновь создало «поле одновременности» во всей человеческой деятельности, человеческая семья существует теперь в условиях глобальной деревни.

Мы живем в едином ограниченном пространстве, где слышны звуки племенных барабанов.

Understanding Media. Marshall McLuhan.



Согласно теории Маклюэна развитие общества в первую очередь определяется развитием средств коммуникации. Но основное воздействие средство коммуникации осуществляет не передаваемым смысловым содержанием, а принципами организации коммуникации, media-is-the-message. От истока массовых коммуникаций различные медиа обеспечивают нужды экономических и политических институтов. В свете теории массового общества официальные медиа предстают как информационные системы, зависимые от главных атрибутов этого общества - консьюмеризма и конформизма, но вместе с тем и поддерживающие их благодаря своим возможностям манипулирования сознанием и психологией широкой аудитории.(2) Официальные медиа, представляют вертикаль массовой коммуникации, в отличие от них новые медиа связывают каждого с каждым, поэтому их применение создает предпосылки для формирования гражданского общества.

Кризис культуры традиционных медиа в России (и мире) мы можем наблюдать уже сегодня: в конце прошлого года ген.дир. 1го канала Константин Эрнст объявил о потере 15-25% аудитории. Закономерность прослеживается, если представить технологические расширения наших тел - медиа, как органы чувств (да, эту модель полвека назад предлагал Маклюэн.(1) Эволюция и иерархия органов чувств у животных обусловлена критериями функциональности (информативности) этих органов в среде обитания. От объема и достоверности информации, которая поступает в мозг посредством рецепторов, зависит способность к выживанию, а еще внутривидовая и межвидовая конкурентноспособность).

Итак, в рамках апрельского онлайн-опроса ROMIR Monitoring респондентам (1512 российских интернет-пользователей старше 18 лет) был задан вопрос о том, насколько среди них востребованы те или иные медиа.(3) Выяснилось, что только 16% российских пользователей не могут отказаться от телевизора. Чем старше респондент, тем большее значение для него имеет телевидение - среди молодых людей не откажутся от телевидения только 10%, а среди респондентов старше 45 лет - 36%. Более привязаны к телевизору обладатели среднего образования (21%) и низкого уровня доходов (22%). Каждый пятый пользователь сети (20%) готов отказаться от телевидения навсегда (23% среди мужчин, 15% среди женщин). Эти графики наглядно иллюстрируют процесс эволюции медиа в России:





Новые медиа открывают новые горизонты: коммуникации и следовательно инноваций, кооперации и следовательно эволюции; при этом появляются новые возможности контроля и манипуляций.

Когда организации занимаются производством и дистрибуцией товаров, как правило, предполагается, что делают они это с целью извлечения выгоды для владельцев. Медиа-корпорации никогда не были исключением, хотя они производили нечто менее материальное, чем обычные товары. Медиа производят социо-культурные формы - стереотипы, характеры, модели поведения, метафоры, способы рассказывать истории. Под социо-культурными формами подразумеваются способы внутренней организации медийной продукции; язык и значения, вложенные определенным образом в культурный код. Во многих случаях, особенно когда это оказывается новым производством, новые медиа просто заимствуют социо-культурные формы из более старых технологий. Ранние фильмы похожи на театральные постановки, раннее телевидение во многом копировало последовательности и способ подачи радио-передач и т.д. Социо-культурные формы - это суть того, как медиа создают смысл.(5)

Об этом тоже писал Маршал Маклюэн: «Истинно тотальная война - это война посредством информации. Ее незаметно ведут электронные средства коммуникации - это постоянная и жестокая война, в ней участвуют буквально все. Войнам в прежнем смысле слова мы отводим место на задворках вселенной».

Text links:
1. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.
2. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.
3. Каждый пятый пользователь Рунета готов навсегда отказаться от телевизора. Mediarevolution.ru.
4. Эрнст К.: «Эра «цифрового» телевидения кончилась» // Русский Newsweek. - № 50 (128). - дек 2006 - янв 2007.
5. L.Grossberg et al. Mediamaking: mass media in a popular culture / 2nd ed. Sage Publications, Inc., 2006.
Previous post Next post
Up