Можно ли за два дня стать оратором, как Стив Джобс? Как перестать бояться публичных выступлений?

Feb 19, 2015 07:01

На днях выдалась возможность прослушать курс ораторского мастерства. Узнал много интересного и полезного, попробовал себя в этом непростом (как мне казалось) деле, почувствовал, как надо себя вести на выступлениях. Теперь готов поделиться некоторыми знаниями с вами. В этом посте мои мысли и выводы, которые я сделал после двухдневного курса. Что-то типа лекции. Кто знает, может научитесь по моему посту и сэкономите деньги на подобном курсе.

Грамотные советы
Итак, первое, что мы узнали на этом курсе - это как подавать обратную связь. Это важная вещь, как выяснилось. Можно, конечно, учиться выступать перед зеркалом, но нормальный фидбек можно получить только от другого человека, который представляет себе, что такое хороший оратор. Так вот, советы должны быть искренними. Иначе человек не сделает нужных выводов. Не надо бояться обидеть! Но, при этом, надо начинать с положительных черт, начинать с того, что понравилось. Надо говорить «как надо», а не «как не надо». Какие-то примеры можно даже продемонстрировать, чтобы собеседник увидел это со стороны. И еще надо быть кратким и говорить только по делу, много «воды» может не пойти на пользу.

Энергетика
В этой части нам рассказали, как надо себя вести на выступлениях. Во время обучения мы обращали внимание на жесты, передвижения, интонацию голоса, громкость и разборчивость речи, взгляды в аудиторию, разнообразие речи и прочие вещи. Главная идея в этой части тренинга - способность создать высокую энергетику в зале. Жесты должны быть широкие и быстрые, передвижения не монотонными и нервными, дарить свой взгляд следует не только одному человеку, а всей аудитории хаотично, и так далее. Слушатель не должен заснуть при выступлении. Умение заинтересовать публику и держать интерес на нужном уровне - это одна из черт, которым должен обладать хороший оратор.

Техника речи
Тут учат правильно ставить речь. Подобрать нужную энергетику, силу голоса, темп речи. А еще правильная дикция, четкость речи и произношение. Нужно отбросить куда подальше слова-паразиты типа «ну», «вот», «как бы». Ну и что-то делать с паузами, когда они возникают. Лучше не молчать, тем самым добавляя неловкости в выступлении, а заполнять паузы словами со смыслом. Кстати, в заполнении пауз вам поможет тренировка в словесной импровизации.

Словесная импровизация
Моя главная беда - это импровизация. Это то, что отличает популярных телеведущих от скромных и забитых по жизни людей. Импровизация - это очень важное умение для оратора. Выделяют три приема импровизации, и порой знания этих трех приемов достаточно, чтобы значительно улучшить свое умение говорить связно и по теме. Кстати, и блогерам тоже помогает писать тексты, как я выяснил :)
Ассоциации - это первый прием импровизации. Он заключается в том, что надо строить свой рассказ не только строго по теме, но и с применением ассоциативного мышления. То есть, вспомнить свои ассоциации по ходу выступления и рассказать о них. Это очень помогает, когда возникает пауза и незнание что говорить дальше.
Вопросно-ответные ходы - это прием, на котором рассказ строится на ответах на вопрос типа «кто, что, когда, о ком, о чем, зачем». На тренинге было практическое упражнение, когда надо было рассказать что-то, придерживаясь спонтанно подающегося списка вопросов.
Прием «По последнему слову». Из всех практических упражнений мне больше всего понравилось употребление приема «по последнему слову». Смысл заключается в том, чтобы уметь развить повествование из любого из слов в рассказе. Это умение помогает не теряться и рассказывать что-то, даже если рассказчик от волнения забыл текст.

Поза оратора и положение рук
Тут все просто, но в то же время и сложно. Просто объяснить, сложно ввести в привычку. Ноги на ширине бедер, носки врозь, одна нога вперед на полступни, колени прямые, прямой позвоночник, подбородок приподнят, плечи распрямляем. А самое главное, чтобы было комфортно! У кого-то получается с первого раза стоять уверенно, а кто-то с трудом борется с привычками. То же самое с положением рук. Лучше всего держать руки на весу на уровне живота. Однако допускается вкладывать ладонь в ладонь и даже сцепить пальцы. А вот «поза начальника» не лучший выбор для выступления. То же самое касается рук в карманах или за спиной.

Жесты
Жесты имеют гораздо большее значение, чем вы можете подумать. Кто-то по ним может судить о нерешительности оратора. Или, наоборот, о мастерстве и уверенности в себе. С точки зрения ораторского искусства, жесты должны совершаться обоими руками, а не только одной. Жесты должны быть широкими, руки должны двигаться вместе с локтями. Ладонь следует держать открытой, ибо кулак может восприниматься как агрессия (хотя иногда ее тоже надо изобразить). Нужно обращать внимание на то, есть ли жесты-паразиты вроде почесывания частей лица или поглаживания волос (моя беда). Ну и жесты должны соответствовать словам и интонации повествования, думаю, что это очевидно.

Зрительный контакт
Трудно удержать взгляд на публике, когда не уверен в себе, как в ораторе. Смотришь на них и думаешь «О боже, они смотрят на меня, как бы не облажаться!». Ну, быть уверенным в себе текстом на научишь. А вот как правильно держать взгляд на аудитории - это расскажу вкратце. Главное тут - охватить всю аудиторию. Никаких мертвых зон, не забываем галерку и края. Всем должно хватить вашего внимания. На каждом человеке надо задерживать взгляд на 2-3 секунды или до визуального фидбэка вроде улыбки, кивка или видимости внимания к себе. Если же аудитория огромная (не каждого же отдельно разглядывать), то надо ее поделить на сектора и работать с ними. Не стоит оглядывать людей строго по порядку, это будет заметно и слушатели начнут обращать на это внимания больше, чем следует. Взгляды должны переходить от человека к человеку хаотично, беспорядочно. Если переводите взгляд с одного слушателя на другого, то поворачивайтесь к нему всем корпусом, а не только глазами и головой. Часто применяют приемы усиления контакта вроде дополнительных жестов в сторону аудитории, физического приближения, а еще можно задать вопрос (можно даже риторический). Если в зале есть руководство, то имеет смысл уделять ему больше внимания, но про других забывать не стоит. А если кто-то задал вам вопрос, как поступить? Тогда считается, что около 30% внимания надо уделить задавшему вопрос и 70% всем остальным.

Работа с голосом и стилем выступления
А вы знали, что опытные ораторы готовятся к выступлению не просто повторением текста, но и голосовыми упражнениями? Примерно так же, как готовятся певцы или дикторы на ТВ. Например, они могут разминать губы, язык и челюсть. Со стороны это смотрится забавно, поэтому этим надо заниматься наедине, можно в машине, например. Также в подготовку входит подстройка голоса. Тут полезно произносить гласные буквы, как бы напевая их. Или вспомнить и проговорить несколько скороговорок. Там столько приемов и они такие, которыми, кажется, пользуются только актеры кино перед работой на камеру. Впрочем, хороший оратор, в какой-то степени, должен быть и хорошим актером, разве нет?

Метасообщение
Оратор может передавать информацию не только словами. Поза, мимика, жесты и интонация голоса - это невербальные способы коммуникации. Эти способы объединяют под термином «метасообщение». Часто метасообщение даже важнее, чем то, что оратор говорит словами. Ведь если выступающий красноречив, но его метасообщение неудачное или не подходит к словам, то появляется недоверие к оратору в целом. С помощью метасообщения слушателям можно передать общее настроение оратора, такие как «Я уверен!», «Мне неловко», «Мне скучно», «Вы мне нравитесь!», «Это не важно» и прочие. Согласно исследованиям, 55% воздействия на публику оказывается языком тела (поза, движения, мимика), 38% - голосом (интонация, ритм, скорость речи), и только 7% - это слова. Делайте выводы!

Сторителлинг
А этот раздел настолько интересен и многогранен, что о нем можно написать отдельный пост. Все-таки, тема для блогеров весьма актуальная, сами понимаете.

Спонтанная аргументация
Наверное, самое сложное в познании ораторского мастерства. Вспомните, как иногда сложно убедить человека в чем-то. Особенно если аргументы того человека сильнее. Причем человек с сильной и убедительной аргументацией необязательно может быть правым. Подбирать уместные аргументы и умело их вставлять в речь - это тоже очень полезный навык, которому надо учиться. На тренинге мы учились делать это следующим образом: придумывается тезис, на него приводится три аргумента, а затем подводим итог.

Выводы
Вы, наверное, уже поняли, что ничему этот пост не учит. Это все теория, и то наскоро пересказанная в одном посте. А ведь мы все это слушали, внимали и тренировали в течение двух дней (16 часов). Конечно, самое главное в становлении человека как оратора - это практика. Без этого никак. Как же учиться выступать перед публикой без этой самой публики. Вот поэтому и существуют многочисленные курсы ораторского мастерства. А что я могу сказать конкретно про курсы Татьяны Мучник? Честно? Мне не с чем сравнивать. Это первый в моей жизни подобный курс. Могу сказать с уверенностью, что Татьяна и ее коллега Роман - хорошие специалисты. Я не стал оратором за эти два дня, это даже не половина полного курса. Да, пришло понимание, что это не сложно и я на правильном пути. А это, полагаю, и есть цель подобных курсов. Возможно где-то есть истинные волшебники, которые за пару занятий сделают из меня Стива Джобса. Я таких не знаю. Если и вы не знаете, а в тренинге нуждаетесь - тогда могу смело посоветовать, к кому обращаться.

А как вы себя ощущаете перед публикой, когда надо выступать? Слова теряются? Голос дрожит?

* Понравился пост?
Добавьте меня в друзья, впереди много интересного! Давайте общаться!
* Хотите почитать еще? Посмотрите каталог постов блога по тематикам!
* Желаете использовать материалы моего блога в своих целях? Свяжитесь со мной в социальных сетях.

* Я пишу обзоры устройств и автомобилей, провожу конкурсы, участвую в блог-турах, делаю репортажи о работе компаний. Подробнее здесь.

* Поделитесь записью с друзьями:

обзоры, интересно, партнеры

Previous post Next post
Up