некто виктор ерофеев - патриотизме

Aug 31, 2008 20:32

не люблю виктора ерофеева. считаю его очень слабым и bloody pretentious писателем. то, что он пишет сейчас в журналах типа эквайр и gq - тоже не радует. как правило, это сексисткая шовинисткая фигня, в стиле его бездарной русской красавицы. видеоряд упомянутого в.е. и в лучшие-то его годы оставлял желать лучшего, и сейчас not an oil painting, indeed.))

но вот ведь поразительно. не хочется здесь цитировать, про то, из какой грязи произрастают прекрасные цветы,однако тот же ерофеев - порой удивительно тонко и верно может сказать о многих вещах( только если они не касаются литературы, искусства, женщин и секса).

вот вчера слышала передачу с ним и с ксенией лариной по эху. и как же он все точно сказал. поразительная тонкость и верность формулировок. мне даже было странно, что так может говорить человек, пищущий абсолютно бездарную прозу.

я не со всем согласна, разумеется. не верится мне, что америка  и европа - эдакие вегетарианки-девственницы. америка имеет имперские амбиции, безусловно, и даже более того - амбиции уже космические - на уровне солнечной системы. европа тоже хороша - потеряв всякую волю, послушно позволяет истреблять сербов и размножать албанцев.так что не надо.

но все же - есть многое, что ерофеев точно обозначил. прежде всего - про эту немотивированную агрессивность, которой родина моя меня забодала.

цитаты из передачи( для особо стойких оловянных солдатиков))))
**************************
Есть квасной патриотизм, когда люди не знают, что творится за границей, не знают другой культуры, не понимают ее, не хотят знать, просто ходят и кричат, что они, в самом деле, лучше всех. Это порождает не только ксенофобию, это порождает крайние формы национализма, включая фашизм.

++++

В. ЕРОФЕЕВ: Сказать так, это испугать опять-таки соседей. Мне кажется, что страна, если она хочет жить в окружении друзей и соседей, которые лояльно к ней относятся, она должна быть привлекательной и она должна быть светлой. Т.е. значит, прозрачной и предсказуемой.

К. ЛАРИНА: Вот смотрите, все, что ты сказал, Вить, ровно наоборот сегодня происходит. Наш патриотизм, я на этом настаиваю, сегодняшний популярный, модный тренд, патриотизм имперский, государственный, он привел к тому, что мы остались одни в цивилизованном мире, от нас отвернулись все приличные люди. Мы опять в друзья берем все отбросы мира, от которых отвернулись давно все. Выбираем самые отбросы. Вот страшнее не бывает. И что получается? И чем мы гордимся сегодня? Это называется результатом вот того самого патриотизма. ++++++

А. ЧАДАЕВ: А во-вторых, Вы говорите об империи, только как о грубой силе, насилии и подчинении. Но ведь империя это ведь еще и мир на огромной территории. Это пространство без границ, когда ты едешь на протяжении нескольких часовых поясов, и у тебя нигде не проверяют документы таможенники. Тебя нигде не трясут, и ты со всеми людьми на всем этом пространстве можешь говорить на одном языке.

В. ЕРОФЕЕВ: Это называется Евросоюз.

А. ЧАДАЕВ: А кто сказал, что у сегодняшнего Евросоюза нет, особенно в последние годы столь каких-то заметных империалистических ноток.

В. ЕРОФЕЕВ: Ну, положим, я сказал.

+++++

В. ЕРОФЕЕВ: Разные вещи совершенно Америка, американский патриотизм, наш патриотизм, очень разные вещи. Дело в том, что исторически и сегодня наша страна имеет совершенно другие ценности, чем Европа и Америка.

К. ЛАРИНА: Это можно сформулировать?

В. ЕРОФЕЕВ: Это можно сформулировать, да. Надо сказать, что вообще идея силы, культ силы очень распространен у нас. Сила - это торжество порой справедливости здесь. Сила - это победа, это радость, и это прорывается, и когда мы выигрываем в спорте, и это прорывается на бытовом уровне, на политическом, сильный человек тот, который может заставить слабого подчиниться, это у нас не в каком-то духовном сознании, а в таком обыденном сознании, он молодец.

+++++

В. ЕРОФЕЕВ: В Европе в определенное время тоже был такой культ силы, безусловно. Но Европа попыталась его из себя изъять. И когда она видит, что в поле зрения существует страна, которая этот культу силы присутствует, то она инстинктивно начинает обороняться. Она, во-первых, это не любит, она это презирает, она это не уважает. Причем очень сильно распространено неуважение к такой форме сознания. Нельзя сильному бить слабого, ну, и т.д. Нельзя так себя вести, это не культурно. И это презрение, мы его внутри не замечаем. Когда выезжаешь туда, я очень много выступаю там, очень много. Главная тема на самых разных уровнях, это действительно неуважение к такой форме жизни. Неуважение. Причем это касается и правительства, и формы поведения, и существования наших людей, вот на улице. Вот они не найс. Они не милы. Они не улыбаются. Поведение в метро, агрессивность большая, голос агрессивный, звучание голоса.

К. ЛАРИНА: Так почему же это культивируется, объясните мне, я не понимаю. Все прекрасно понимают, что это негативные проявления патриотизма агрессивность и сила.

В. ЕРОФЕЕВ: С этим надо работать, с этим никто не работает.

К. ЛАРИНА: Работают ровно наоборот.

В. ЕРОФЕЕВ: Да, архаические вот эти формы сознания, когда первобытный человек побеждает, потому что он сильный, это осталось. У нас очень архаическое, даже не общество, очень архаическое население сознания. На этом фоне национализм становится первой формой самосознания национального. Нам трудно еще говорить о себе, как о нации. Это еще народ. Нация и народ - это разные вещи. Народ - это мифическое понятие, нация это уже цивилизованное понятие. И движение нации мы проходим эти отвратительные формы национализма, когда нам кажется, что действительно нас обижают. Проходим форму антисемитизма с погромами. Проходим формы совсем неожиданных явлений. У нас в России это всегда было. Ненавидели студентов, ненавидели поляков. Вообще, зло вытеснялось. Форма примитивного сознания, это когда зло вытесняешь во врага. Ты не говоришь, что я виноват в чем-то, а ты вытесняешь зло во врага. Виноват. Это вредно.

К. ЛАРИНА: Т.е. получается, резюмируя твое выступление, совершено чудовищное, что ненависть…

В. ЕРОФЕЕВ: Спасибо.

К. ЛАРИНА: По смыслу. Ненависть это движущая сила российского общества, так я понимаю?

В. ЕРОФЕЕВ: Ну, не общества. Мы до общества не доросли. Назовем это сознанием. Или, скорее, даже подсознанием.

++++++++++++++++

К. ЛАРИНА: Ну, кстати, да, вот на этот вопрос и не ответил Алексей, который я задавала. Почему бегут все от нас.

В. ЕРОФЕЕВ: Ну, от нас бегут потому, что мы были плохими хозяевами. В советские времена

К. ЛАРИНА: В советские - да.

В. ЕРОФЕЕВ: В советские времена мы были плохими хозяевами. От нас убежали.

К. ЛАРИНА: А бежали не от нас тогда. Мы про это тоже тут говорили. Тогда бежали от совка, а не от нас. А сейчас как раз от нас бегут.

В. ЕРОФЕЕВ: Так дело в том, что сейчас мы и соединились с совком. У нас общая история с совком. У нас теперь ценность оказалась, очень много ценностей, общих с совком. Мы защищаем пакт Молотова-Ребентропа, например, открыто. Мы негодуем, когда нас критикуют. Это форма тоже слабости нашей, потому что... Американцы очень много сделали вещей недопустимых в последнее время, здесь я полностью согласен с Алексеем. Но они в мире… Они жандармы. Но они в мире жандармы той самой демократии, которую хотим, не хотим, действительно является формой цивилизованного мира. Да, они поступают неправильно. Мы же жандармы вот какие-то в перекошенных шапках таких, или шапках набекрень, которые на самом деле заявляют о ценностях, которым всем абсолютно чужды, что на Востоке, что на Западе.

интересные интервью, немытая россия

Previous post Next post
Up